логотип Котоярви


Курильские острова.
Автор текста - Илья Лукомский.
В качестве иллюстраций использованы фотографии всех участников экспедиции. Москва, 2011.
все фотографии открываются в новом окне

Описание путешествия
1. Предыстория
2. Команда
3. Цели и задачи
4. Мой самолёт, качнув крылом...
5. Ну что тебе сказать про Сахалин? стапель
6. Ну что тебе сказать по Итуруп?
7. Уруп, лисопитомник
8. Чёрные братья
9. Ну что тебе сказать про Симушир?
10. Посёлок Кратерный
11. Ну что тебе сказать про Ушишир?
12. Ну что тебе сказать про Матуа?
13. Шиашкотан
14. Харимкотан
15. Онекотан
16. Парамушир
17. Северокурильск
18. Камчатка, Три Сестры
19. Уташуд
20. Бухта Русская
21. Озеро Вилюй
22. Авачинская бухта, Петропавловск-Камчатский
23. Выводы
24. Акватория района плавания
25. Судно, снаряжение и береговая поддержка
26. Навигационное обеспечение
27. Тактика передвижения и безопасность
28. Отправка багажа
29. Оформление документов
30. Стоимость, расстояния, сроки.
24.Акватория района плавания

      Вся вода, что окружает Курильские острова, представляет собой весьма непростую акваторию. Сама гряда - это естественная огромная плотина, отделяющая Охотское море от Тихого океана. Два раза в сутки с востока приходит приливная волна, и массы воды гигантскими реками перетекают из океана в море по узким и мелководным проливам. В отлив всё повторяется, но в обратном направлении. В отдельных проливах скорости приливных течений достигают 9 узлов. Эти течения порождают мощные сулои, порой представляющие опасность даже для больших кораблей.
      Про выдающиеся Курильские туманы написано очень много. Приливные течения вызывают интенсивное перемешивание различных слоёв воды, и в них подмешивается переохлаждённая вода из нижних слоёв океана с очень низкой температурой. Из-за этого поверхностная температура воды в проливах нередко опускается до 1-2 градусов. Резкое охлаждение насыщенных влагой воздушных масс соответственно и вызывает интенсивное образование тумана. И это при том, что на некоторой удалённости от островов поверхность как моря, так и океана не такая уж холодная - 7-8 градусов. Курильские туманы - явление поверхностное. Довольно часто они встречаются и в солнечные дни. На вершинах даже невысоких вулканов летом почти всегда бывает ясная солнечная погода, а море не видно из-за сплошной пелены густого тумана.
      Климат на Курилах весьма своеобразный. Самая холодная часть гряды - средняя. Как к югу, так и к северу значительно теплее. На средних островах, в море, бывает похолоднее, чем в Арктике. Температура забортной воды 1-2 градуса и воздуха 4-6 градусов встречалось нередко и напоминало мне Новую Землю. Точно так же приходилось надевать на себя все имеющиеся тёплые вещи, постоянно бороться с холодом и влагой. Зато на берегу всё было совсем не как на Новой Земле. На крупных островах было самое настоящее лето, с цветами, солнцем и земляникой.
      Чётким разделом климатических зон нам показались пролив Фриза с юга и 4-й Курильский пролив с Севера. От Урупа до Онекотана - самый холодный участок.
      Для плавания мы выбрали период август- начало сентября. Время близкое к оптимальному, судя по лоции и рассказам очевидцев. Ближе к сентябрю по статистике увеличивается вероятность штормов, но зато больше ясных дней. А поскольку ехали мы… не только за туманом, но и полюбоваться красотами, это было очень кстати.
      Надёжные укрытия встречаются на островах довольно редко. Большинство берегов совершенно неприступны. По настоящему закрытых бухт - пересчитать хватит пальцев на одной руке. Чаще встречаются "полубухты", защищающие в лучшем случае от береговых ветров. Зачастую в таких местах можно спрятаться лишь от волны, поскольку с берегов частенько задувает бора.
      Незнакомая нам ранее опасность - заросли прибрежной травы является одной из самых серьёзных на Курилах. Это настоящие саргассы с толстыми прочными стеблями, которые образуют обширные непроходимые поля на глубинах 10-20 метров. Лодка, попавшая в такое поле травы, становится совершенно беспомощной. Нельзя воспользоваться ни рулями, ни мотором. Можно лишь дрейфовать под парусом в направлении ветра, подняв всё, что может зацепиться за водоросли.
      В отличие от северных морей, к которым мы так привыкли, на Курилах абсолютно тёмные ночи. Это не было неожиданностью. Но одно дело прочитать, а другое - увидеть воочию и походить в таких условиях. Пожалуй, оснащение лодки для ночных переходов было недостаточным. Явно не доставало палубных огней, подсветки мачты и такелажа. Работать с парусами по ночам было трудно и небезопасно, поэтому на ночных переходах мы почти всегда ходили на моторе.
      В проливах нам изредка попадались плавучие опасности в виде брёвен и коряг. Признаться, ночные переходы по этой причине были довольно рискованными. Особенно много плавучего мусора мы встретили перед Парамуширом, в 4-м Курильском проливе.



главная страница сайта

© yachta-kotoyarvi.narod.ru
Все материалы авторские. Копирование без ссылки на настоящий сайт запрещено.
Любое тиражирование только с письменного согласия авторов материалов.

Контакты: И.Лукомский
Web


Hosted by uCoz