|
10. Посёлок Кратерный
Следующий день потратили на знакомство с брошенным военным городком. Многое здесь было мне знакомо по рассказам Серёги. Без колебаний я узнавал штаб бригады, магазин, дизельную, санчасть
Блочные 3-х - 4-х этажные дома 70-х годов постройки, брусчатые офицерские общежития, почта, школа, детский сад… Ценой неимоверного труда жизнь пускала здесь корни. Трогательно и пронзительно выглядели расписанные стены детского садика. Кот в сапогах, стол с самоваром и гостями Мухи-Цокотухи.
Сделанные неумелой, но доброй рукой, быть может эти картины слились с чьим-то детством.
А вот и школа на третьем этаже самой дальней многоэтажки.
Полки с учебниками, тетрадь с двойкой, плакат "Мы всё умеем". И конечно, школьная доска с душераздирающей надписью "Я хочу домой. Леночка, я тебя люблю. Олег"
" Вспоминая дни былые, всех друзей и дом родной,
Как шагали мы с любимой по тропе ночной домой.
Дни теперь летят как ветер. только письма мне пиши
На далекую планету, на мой остров Симушир."
Теперь здесь свистит ветер, да изредка поскрипывают незакрытые окна с осколками битых стёкол. Впечатление от экскурсии было сильным. Пожалуй, я до сих пор не пережил его до конца.
Гарнизон в бухте Броутона расформировали в 1996 году. Судя по брошенным документам, последней сняли часть ПВО. Честно говоря, я не ожидал увидеть в бухте такого запустения. Ну хоть бы промысловый посёлок, ну пусть хоть один дом с печкой и целыми окнами пригодный для жилья! Но нет, люди бросили это место напрочь. И если схватятся, отыграть назад будет неимоверно сложно. При местной сейсмике, бетонные здания посёлка со ржавой арматурой уже сейчас не подлежат ремонту.
Более подробное описание Кратерного и других Курильских абондонов вынесены в отдельную страницу.
Зато чего на Симушире теперь навалом, так это земляники. Она встречается повсюду, и за штабом, и в дизельной, и вокруг бочек с солярой. Курильская земляника очень крупная, размером с русскую клубнику, хотя и не такая ароматная.
Ближе к вечеру починили стаксель и приготовились к утреннему переходу на острова Ушишир. С утра вдруг хватились, что в бухте совершенно нет воды. Судя по генштабовской карте, всё водоснабжение посёлка обеспечивалось ручьем, что в середине долины. Но поиски не увенчались успехом. Скорее всего, ручей при строительстве посёлка взяли в трубу, устроив станцию водозабора. Наверное, ручей и сейчас течёт в море, но уже по трубе, неизвестно где проложенной. Всё это было некстати - уж на маленьком Ушишире воды нет и подавно. Решили обойти по кругу бухту и поискать ручьи или водопады. Если и это не поможет, впору хоть возвращаться для бункеровки в Китобойную. Но тут нам изрядно повезло. Стоило отойти от пляжа, как из рации раздалось: "катамаран, вызывает катер! Давайте пообщаемся". В проливе показался маленький белый пароходик. Мы с радостью согласились, вдруг нальют…воды конечно! На катере, который оказался размером примерно с яхту "Апостол Андрей", путешествовала компания москвичей.
Москвичи по здешним меркам, это все, кто западнее Урала. Эти москвичи были из Рязани, Нижнего и Красногорска. Ну а сам катер и его капитан-судовладелец - из Южно-Курильска. Катер был свежепригнанный из Японии. Все шильдики в рубке с иероглифами, и только около двух особо важных тумблеров написано фломастером "ВКЛ-ВЫКЛ". Не иначе - кингстоны. Всяческих предметов разврата на катере было великое множество, от аквариума с живыми крабами до квадроцикла. Нам закатили пышный банкет с шампанским и полведром икры. Самое главное - там был опреснитель, и нам без проблем отлили литров 70 воды. Теперь дорога на Ушишир была открыта. Наглазевшись, как парни вытаскивают на пирс квадроцикл при помощи грузовой стрелы, мы подобрали швартовы и пошли к выходу из бухты.
"Вот закончилася служба, до свиданья Симушир!
До свиданья сопки, скалы, мой товарищ командир!
В последний раз выходим в море, кричат чайки за кормой,
Хорошо, что есть на свете это чувство - путь домой.
Симуширские рассветы и закаты будут в памяти моей вставать невольно.
Шум прибоя и друзья мои ребята, и просторы, где гуляет ветер вольный".
А в проливе Дианы "Котоярви" накрыло плотным туманом. Следующий остров - Кетой в наши планы не входил, на действующий вулкан Паласса собирались полюбоваться с воды. Увы, кроме картинки на мониторе ничего не было видно. Лишь когда мы подошли на три кабельтовых к бухте Дианы, появились невнятные контуры острова. Вдруг справа от нас послышался еле слышный звук мотора. Вглядевшись в туман, я увидел смутные очертания мачт и рубки корабля. Может, померещилось? Ситуация критическая. Если мы пересекаемся, то разойтись в таком тумане будет делом случая. Вызываю на 16-м:
- Катамаран идущий на север мимо юго-западного мыса острова Кетой. Какое судно судно находится в бухте Дианы?
После короткой паузы:
- Кто вызывал "вельбота"? Катамаран ответьте "вельботу"! "Вельбот", это позывной береговой охраны. Вот уж кого не ожидал встретить!
Их ПСКР стоял на якоре и никакой угрозы для нас не представлял. По рации пообщались, передали всё, что они просили, - сколько, кто, куда и зачем. Ну, я тут отличился! На вопрос, когда вышли из Курильска, выполнив нужные расчёты, заявил, что 32 июля. Уже и рацию на место повесили, нот тут нас опять вызывают:
- Котоярви , говорит Верещага! Попросите на связь Петра Каменченко.
На ПСКР-е оказался Петин знакомый из Петропавловска.
Евгений Верещага - основатель фирмы Курилы-тур и организатор десяти историко-археологических экспедиций на Курильских островах. Излюбленное место для проведение этих экспедиций - о.Матуа, который во время войны представлял собой японскую военную базу. Незадолго до путешествия Петя списался с Евгением по электронной почте и рассказал о предстоящей экспедиции на Курилы. К нашим планам Евгений отнёсся с большим уважением и предложил помощь. Эта помощь материализовалась в 100 литров бензина, который должен был ждать "Котоярви" на Матуа.
Теперь по рации мы узнали, что бензин уже на месте.
Евгений рассказал, что сейчас они проводят очередную Курильскую экспедицию и совместно с береговой охраной устанавливают на всех островах православные кресты. После бухты Дианы они собирались идти на Симушир, а оттуда возвращаться в Петропавловск. В Петропавловске по окончании нашего маршрута была назначена встреча.
Евгений также сообщил не очень приятную новость. Сутки назад из-за высокого наката с юга они не смогли на шлюпке войти в бухту Кратерная. Жаль если так! Мы как раз туда и собирались.
До Ушишира ещё оставалось пройти пролив Рикорда. Место это неспокойное, лоция обещала сулои на подходах к островам. Как обычно, пролив обошли по большой дуге и подошли к острову Янкича с запада.
Группа островов Ушишир была одной из самых заветных целей нашей экспедиции. На самом крупном из этих островов- о. Янкича находится государственный заказник "Бухта Кратерная". Подобно бухте Броутона, она представляет собой провалившийся кратер действующего вулкана. Войти туда могут лишь суда с малой осадкой и не во всякую погоду. На этом островке, который в длину всего 3 км, есть и фумаролы, и горячие источники, и свой маленький вулканчик. Всё это миниатюрное, и находится в пешеходной доступности.
К сожалению, Евгений оказался прав - ко входу в бухту было даже страшно подходить. Пологие океанские волны длиной метров по 50 заходя в бухту вставали на дыбы и сплошной трёхметровой белой стеной рушились на входном рифе. Изрядно расстроившись, мы решили переночевать в бухточке Западная между о. Янкича и соседним о. Рыпонкича. Если там приемлемая стоянка, получится сходить в бухту Кратерная пешком с северного берега.
|
|