|
6. Ну что тебе сказать по Итуруп?
Ветра не предполагалось, море было гладким как масло. Шли двумя вахтами со сменой каждые 4 часа. Было тепло и комфортно, ночью за рулями и мотором тянулся длинный светящийся шлейф планктона.
В первую ночь я вдруг заметил некую странность на клотике - вперёд светил белый огонь. Приглядевшись, с ужасом обнаружил что клотик, на котором крепятся все ходовые огни, перевёрнут задом наперёд. На горизонте маячили огни несколько кораблей. К счастью, до них было слишком далеко, и всё это позорище осталось незамеченным. Лезть на мачту с ключами в темноте не хотелось, пришлось отложить возню с огнями до утра.
Переход в 220 миль, который нас так беспокоил ещё 2 года назад, оказался спокойным и безопасным. Я немножко побаивался за новые корпуса, но вскоре к ним привык. Понять, как они поведут себя на волне, было нельзя за отсутствием таковой, но уже радовал изрядно подросший клиренс.
Посреди моря Петя устроил по "Иридиуму" прямой репортаж по радио с Сергеем Доренко.
Было довольно жарко и на глубине больше 3 км устроили купание. Море было безжизненным. За эти 220 миль мы не встретили ни птиц, ни морских животных. Ближе к утру 29 июля всё вокруг стало погружаться в дымку, предвещая скорую встречу с островами. И наконец это случилось! Удивительно, но Итуруп показался не на горизонте, а значительно выше.
Первое, что показалось из тумана - купол огромного вулкана Чирип. Мы шли довольно близко к берегу, которого не было видно, и Чирип возвышался над дымкой подобно гиганскому дирижаблю. За Чирипом показался второй крупный вулкан - Богдан Хмельницкий, а затем и весь Курильский залив с городом Курильском и устьем реки Курилки. Здесь нам предстояло отметиться у пограничников и заправиться бензином. Не успели мы разобраться со швартовыми концами, как на дородном праворульном вседорожнике подъехала береговая охрана.
Одновременно с ними поподошёл Сергей Чехлов, с которым я при подготовке немного пообщался по Интернет. Пограничники были явно удивлены наличием исчерпывающего комплекта документов (видимо не привыкли), поэтому отнеслись к нам с уважением и без проволочек оформили нужные документы. В судовую роль был вписан очередной портовый пункт - Северо-Курильск.
Следующим пунктом нашей программы был поиск офиса ЗАО "Гидрострой", владельца единственной на острове бензоколонки.
"Гидрострой" представляет собой настоящий оазис цивилизации на островах. Практически всё, что делается на Итурупе и Шикотане, от строительства зданий до рыбопереработки, связано с этой компанией. Зацепившись за эту не самую лёгкую в освоении землю, гидростроевцы обзавелись своей строительной техникой, хозяйственным и рыболовецким флотом. В компании работает половина жителей Итурупа. Курильчане относится к "Гидрострою" с некоторой опаской и ещё большим уважением. С опаской, потому, что "подгребли под себя всё", как заявил один из курильчан. И с уважением, потому что с укреплением холдинга жизнь на Итурупе стала налаживаться, и у островитян появилась надежда. А вот кому "Гидрострой" совсем не нравится, так это японцам. С большим неудовольствием они вынуждены убеждаться, что жизнь на спорных островах пускает прочные корни.
Мы с Петей посетили современный офис, отделанный не хуже столичных. Там порадовали живые лица сотрудников, деловая обстановка и неуловимый, витающий в воздухе дух оптимизма. Замдиректора Павел Кравченко с интересом ознакомился с планами экспедиции и в ответ немножко рассказал нам про жизнь на Итурупе и других южных островах. Подписав накладную на бензин, Павел распорядился отвезти наши баки на служебной машине.
После пополнения запасов топлива мы по очереди прогулялись в город. Кроме Олега, разумеется, который сразу же схватился за спиннинг и побежал ловить рыбу в Курилке.
Рыбы в реке было полно. Время от времени кто-нибудь из курильчан подходил к устью реки со спиннингом, вытаскивал одну - две горбуши и, не жадничая, уходил.
Город Курильск расположился у моря, на берегах реки Курилка. Мне он показался городом контрастов. Довольно много красивых и ухоженных домов, среди которых встречаются и покосившиеся развалюхи.
Курильчане производят приятное впечатление. Общий настрой у них оптимистичный, нет и намёка на ту безнадёгу, в которую погрузилась за последние 20 лет многие российские города.
Ассортимент товаров в магазинах пожиже, чем на Сахалине, но всё необходимое есть. Цены "островные", поэтому кроме хлеба и разных мелочей мы ничего не покупали.
На ночёвку и весь следующий день мы переставились в местечко под названием "источники".
Горячие источники с целебной сернистой водой использовались ещё японцами. За последние 20 лет всё пришло в упадок, но недавно "Гидрострой" провёл реконструкцию источников, превратив это место в отличную зону отдыха для горожан.
Покинув Курильск, мы сделали ещё две стоянки на западном берегу острова. Бухта Торная запомнилась первой и последней удачной морской рыбалкой,
…а бухта Славная - бамбуковыми зарослями и огромным количеством медвежьих троп.
Растительность на острове была просто фантастической! Многие из этих цветов и трав были нам вовсе не знакомы. Например, шеломайник - крупное травянистое растение высотой до трёх метров. Но даже и привычные растения выглядели совершенно иначе. Поражали громадные лопухи высотой с человеческий рост. Лопухи, шеломайник и другие незнакомые растения с толстыми сочными стеблями образовывали плотные заросли.
Пробираться через них относительно несложно, гораздо труднее было сохранять направление. Итуруп - очень лесистый остров. Ближе к морю переходят в кедровые и ольховые стланики. На склонах гор много цветов, в основном ирисы и лилейник. Реже встречались ромашки и колокольчики.
В бухте Славной расположилась небольшая рыболовецкая артель "Гидростроя". Мы зашли туда в гости и вернулись с тазом крабов.
А чуть позже принимали гостей на борту "Котоярви". Удивительно, но многие рыбаки никогда не бывали севернее Урупа, да и на нём побывали не все. А уж про Матуа, Онекотан и Парамушир они вообще ничего не знали, как будто всё это было на другой планете. Вскоре мы поняли, почему это так. Южные Курилы сильно отличаются от остальных островов и прежде всего климатом, и естественным образом обособились в изолированный южный архипелаг. Пролив Фриза является его северной границей, за которой начинается мир бесконечных туманов, холодных течений и сулоев.
В ночь со 2 на 3-е августа мы попрощались с Итурупом и вышли на север.
|
|