|
12. Ну что тебе сказать про Матуа?
По всем прогнозам южные ветра должны были поменяться на западные. Поэтому, выйдя из Кратерной, мы сразу перешли на океанскую сторону. Погода портилась, и следующую стоянку хотелось выбрать понадёжнее. Так из нашего списка посещаемых островов выпал Расшуа, лишённый хороших укрытий. А на Матуа лоция обещала неплохую стоянку в проливе с островом Топорковым.
О. Матуа - японская военная крепость. Даже в случае вынужденной долгой стоянки там было чем заняться. Про этот остров мы много успели прочитать. Военный аэродром с геотермальным подогревом полос, подземный город - лаборатория по производству бактериологического оружия и прочие невероятные сооружения японской военщины - всё это ждало нас в 50-ти милях к северу.
Первым предстояло пройти самый сложный и опасный пролив Курильской гряды - пролив Среднего. Немало судов погибло здесь в разные времена. Скорость приливных течений в проливе достигает 9.5 узлов и почти всегда эти течения сопровождаются мощными сулоями. Не намного лучше и следующий пролив - Надежды, между островами Среднего и Расшуа.
Пролив Среднего очень велик по площади. Своими многочисленными мелями он выдаётся далеко в океан. Отойдя от Ушишира, мы заложили пологую дугу, удалённую от пролива на 7 миль и пошли по глубинам не менее километра. Но даже здесь нас доставал сулой! Скорость постоянно менялась от 3 до 9 узлов. Отдельные участки с пологой океанской зыбью чередовались с жёсткими стоячими волнами с белыми барашками. Временами со всех сторон слышался зловещий рокот обрушивающихся гребней. Ночь была довольно ясной, и при свете луны мы смогли неплохо рассмотреть Расшуа, высокий скалистый остров на полдороге до нашей цели. Пролив Надежды я проспал, периодически просыпаясь от жёстких ударов сулойных волн. Уже на подходах к Матуа появился ветер, и старпом поставил паруса. Похоже, мы проскочили в захлопывающуюся дверь.
Стоило высунуться за Топорковый, как подул сильный западный ветер. Только мы успели зацепиться за единственный в проливе песчаный пляжик, как вдуло под 20м/с. Фото 149 150
Берег рядом с пляжем был густо усеян всяким железным хламом, обломками кораблей и орудийными гильзами. Да уж, жёсткая резня была здесь в годы войны! Пролив между Матуа и Топорковым буквально выстлан потопленными кораблями. В пролив из-под воды выступает рубка транспорта "Ройё-Мару", неподалёку покоится на дне и американская лодка "Херринг", потопившая этот транспорт, и тут же сама отправленная ко дну береговыми батареями. На береговых высотках повсюду доты и бетонные казематы береговых батарей.
Сразу за пляжем начиналась дорога, ведущая вглубь острова. У начала этой дороги мы нашли обещанную Евгением Верещагой бочку с бензином. Рядом с бочкой стоял новенький, сияющий свежим лаком деревянный крест, а чуть подальше - табличка с упоминанием о 17-метровом цунами, обрушившемся на этот берег в 2006 году.
Земляники на Матуа было ещё больше чем на Симушире. Искать её было незачем, стоило лишь встать на четвереньки. Попытки уйти погулять вглубь острова начинались с бесконечного ползания на коленках и некоторые на этом же и заканчивались. Земляничные заросли оказались весьма труднопроходимым заграждением, похлеще ольхового стланика.
Сразу за пляжем шёл довольно крутой берег острова, весь заросший шеломайником. Дорога, оставшаяся ещё от японцев, была в приличном состоянии благодаря стараниям участников Курильской экспедиции. Она под углом прорезала береговые заросли и вскоре выходила на просторную поляну, где когда-то располагался посёлок Сарычево.
Разумеется, от посёлка мало чего осталось. Несколько более-менее целых строений использовались Курильской экспедицией. Двери у них были закрыты, на них написаны призывы уважать чужое имущество и не мародёрствовать.
Кроме этих строений на поляне валялось бесконечное количество всякого хлама, оставленного красной армией после ликвидации гарнизона. Зрелище тоскливое, но уже ставшее привычным. С поляны отлично просматривалась вся западная часть острова и, конечно же, его главное украшение - огромный, правильной конической формы действующий вулкан Сарычева.
Дальше дорога вела к брошенному японскому аэродрому. Ещё в 70-е годы на Матуа могли садиться лёгкие самолёты. Сейчас всё пришло в негодность, хотя при желании можно было бы восстановить и аэродром. Полосы лишь заросли травой, пробивающейся между бетонными плитами, а также завалены ржавыми бочками, остатками автомобилей и прочим хламом.
Среди огромного количества бочек изредка встречались немецкие времён войны с надписью "Вермахт". О чудо! В одной из них ещё плескалась соляра 40-х годов прошлого века.
Ближе к южному берегу острова расположились капониры для самолётов, представляющих собой подковообразные земляные валы.
Самолёты на стоянке в капонире расчаливали за вбитые в грунт рымы и накрывали маскировочной сетью. От капониров до взлётных полос шли почти стёртые временем рулёжные дорожки. Какое-либо инженерное оборудование аэродрома не сохранилось, лишь изредка попадаются остатки дренажных траншей по краям полосы. Увы, геотермальный подогрев полос, это лишь одна из красивых легенд, которых про Матуа придумано великое множество. Там нет ни намёка на такие сложные инженерные сети. Достаточно даже примерного расчёта тепла чтобы понять несостоятельность этой легенды. То же самое можно сказать и про подземный город. Японцы, веками привыкшие жить в сейсмоопасной зоне, не склонны ничего строить на века. Все фортификационные сооружения на Матуа достаточно просты и дёшевы. Этим они сильно отличаются от изощрённых европейских крепостей, вроде линии Маннергейма. А уж зарываться в землю, да ещё рядом с действующим вулканом… такое японцам и в голову не могло прийти. Все подземные сооружения, которые я там видел - мелкие и сделаны открытым способом. Тем не менее, многие из них выглядели очень внушительно.
От японцев осталось много и наземных сооружений. Странного назначения бетонные бункеры, похожие на окаменевшие вагоны, насосная станция для бункеровки судов.
На острове в советское время были установлены два крупных радара. Уходя, военные бросили его в полном комплекте. Даже журнал дежурств лежал на том месте, куда его положил последний из операторов. Решётки с радаров были сдуты тайфунами, осталась только коренная ферма антенны.
На юго-западном берегу острова теперь стоит часовенка. Она, как и крест на нашей стоянке, совершенно новая. Привезли эту часовенку в разобранном виде на том самом ПСКР-е, который мы встретили в бухте Дианы.
В состав 10-й Курильской экспедиции входил и батюшка, который эту часовню освятил.
Как и на остальных островах, на Матуа было полно лис. Один раз, возвращаясь с аэродрома на стоянку, я присел у брошенного бетонного бункера. Из открытой двери неторопливо вышел крупный лис, подошёл ко мне метра на два, присел и поздоровался:
- Аф-ф, Аф-ф!
- Ну, здравствуй! И почему ты такой бесстрашный? Я ж ЧЕЛОВЕК, у меня и ружьё есть!
Лис, широко разинув пасть, громко зевнул (Аф, да ладно тебе!) и прилёг, положив морду на передние лапы. Пошарив по карманам в поисках чего-нибудь съестного, я нашёл лишь мятную конфету - сосалку и кусок сухаря. Положил всё это прямо лису под нос. Увы, ни один из этих предметов моему новому знакомому съедобным не показался. Всё это мне здорово напомнило Сент-Экзюпери. Сказочная планета, сказочный лис.
На Матуа пришлось провести три дня. Остатки тайфуна, превратившиеся в противный дождливый циклон, раскачали на море высокую волну. Но скучать нам не приходилось. На этом острове можно спокойно прожить и неделю, и месяц, каждый день открывая что-то новое.
|
|