логотип Котоярви


Курильские острова.
Автор текста - Илья Лукомский.
В качестве иллюстраций использованы фотографии всех участников экспедиции. Москва, 2011.
все фотографии открываются в новом окне

Описание путешествия
1. Предыстория
2. Команда
3. Цели и задачи
4. Мой самолёт, качнув крылом...
5. Ну что тебе сказать про Сахалин? стапель
6. Ну что тебе сказать по Итуруп?
7. Уруп, лисопитомник
8. Чёрные братья
9. Ну что тебе сказать про Симушир?
10. Посёлок Кратерный
11. Ну что тебе сказать про Ушишир?
12. Ну что тебе сказать про Матуа?
13. Шиашкотан
14. Харимкотан
15. Онекотан
16. Парамушир
17. Северокурильск
18. Камчатка, Три Сестры
19. Уташуд
20. Бухта Русская
21. Озеро Вилюй
22. Авачинская бухта, Петропавловск-Камчатский
23. Выводы
24. Акватория района плавания
25. Судно, снаряжение и береговая поддержка
26. Навигационное обеспечение
27. Тактика передвижения и безопасность
28. Отправка багажа
29. Оформление документов
30. Стоимость, расстояния, сроки.
17. Северокурильск

      До Северо-Курильска дошли к обеду.


      На подходах состоялась интересная беседа с пограничниками. Вроде как надо было попросить разрешение войти в ковш, и вообще, доложиться. После десятка безответных вызовов на 16-м мне ответил один из многочисленных кораблей, стоящих на рейде в проливе: "яхта, здесь все вызывают на 14-м!"
      Ну и ладно, вызываю на 14-м. Оказалось, погранцы тут зовутся не "Лебедь", а "Берег". И вместо "Восхода" - "Северо-Курильск-62" Со всем этим разобрались, прошу разрешение на вход в ковш. Тут до "Берега" допёрло откуда мы пришли, и он заявляет: "Вы незаконно пересекли границу".
      И затеялся смутный, чудной разговор…(с)
      - Как это так?
      - Вы ведь из Курильска?
      - Ну да…
      - Пересекали 4-й Курильский пролив?
      - Ну да…
      - Значит - незаконно пересекли границу!
      - Простите, Северо-Курильск, это Россия? Курильск, это тоже Россия? А острова между ними, они чьи по- вашему?? Какая ещё граница?
      Понимаю, что я ни чёрта не понимаю. Разговор глухого с глухонемым. Выкладываю козырного туза:
      - "Берег", Вы из Северо-Восточного управления?
      - Да!
      - У меня на руках разрешение, выданное Вашим управлением со схемой и описанием маршрута. Пауза….
      - Вход разрешаю. Никому судно не покидать, ждать наряда.
      О как! Хорошо, что разрешили, а то мы уже в ковш заходим. По берегу - неимоверное кладбище брошенных кораблей. Вроде и пляжик есть, прямо для нас, но приставать страшно - сплошной металлолом. По указанию диспетчера встаём к стенке. Для больших кораблей тут, небось, хорошо, для нас же место крайне неудобное.


      У стенки снизу торчат ржавые швеллера, да ещё лестница торчит из воды. С большим трудом раскорячиваемся на куче верёвок и всех имеющихся кранцах. Тут и наряд. Но мужики совсем не злобные, уже со всем разобрались. Оказывается 4-й Курильский пролив (а ещё Фриза, Буссоль и Дианы) для невоенных кораблей имеют статус нейтральных вод. То есть японец вместо того, чтобы обходить гряду, может войти 4-м проливом в Охотское море и в 12-ти милях от островов пройти к себе до Хоккайдо и пролива Лаперуза. Раз нейтральные воды, значит граница. Понятно, что это всё бред. Когда его придумали, погранцы стали радостно всех штрафовать за нарушение режима. Лишь совсем недавно издали пояснение к инструкции, что на суда с российским флагом это не распространяется. Для чего нас пугали на подходе, я так и не понял.


      Северо-курильцы отнеслись к нам очень гостеприимно. Первый же человек, который подошёл посмотреть на "Котоярви", спросил, не надо ли нам чем-нибудь помочь. Попросили баню. Звонок по телефону - есть баня! Так было и дальше. Первое впечатление от города сложилось по безобразному кладбищу кораблей, и было так себе. Но сам город оказался ухоженным и чистым. Жители любовно называли его Севкуром.
      "Ты помнишь Севкуровский порт и вид "Котоярви" угрюмый
      Как шли мы из бани на борт в холодные мерзкие трюмы..."

                  -песенку придумали на обратной дороге из бани.
      К вечеру погода испортилась, пришёл штормовой ветер с запада.


      Жаль! Нам очень хотелось зайти на соседний Шумшу. Брошенные японские танки, самолёты, командные пункты превратили этот остров в музей под открытым небом. К сожалению, всё интересное там находится с северо-востока, поэтому идти на Шумшу смысла не было. Пришлось остаться ещё на день в Севкуре. Кораблей в ковше собралось - не пропихнуться, в основном видавшие виды СРТ. Пользуясь ситуацией, погуляли по городу.


      О цунами 1952 года, практически уничтожившем город, напоминают выброшенные на берег суда и памятник погибшим. От старого города тогда ничего осталось, Севкур был весь отстроен заново. Нам понравилось объявление о продаже квартиры.


      Северо-Курильск живёт в основном рыболовством. Главная проблема в городе - дорогая энергия. Единственное что можно сделать с рыбой, это глубокая заморозка. Более сложная переработка рыбы нерентабельна. Основной потребитель севоро-курильской рыбы - Китай.
      От японцев на острове осталось довольно много оборонных сооружений, в том числе огромные бетонные бункеры похожие на защищённые ангары для самолётов.


      Ближе к утру ветер стих, и в ковше всё зашевелилось. Народная примета - СРТ в море уходят, значит быть погоде. Ещё затемно отшвартовываемся и выходим на Камчатку.


      В первый Курильский пролив решили не соваться. Шумшу обошли с востока. Стоило высунуться за остров, как на севере сквозь дымку показались высокие горы с частыми снежниками.


      Прощание с Курилами было похоже на первую встречу с ними. За кормой в последний раз показались контуры южной части Парамушира и сказочные острова, словно мираж растворились в дымке. Главная задача экспедиции была выполнена. Кричать "мы сделали это!" не хотелось. Только что подумать про себя: "мы обязательно вернёмся!"



главная страница сайта

© yachta-kotoyarvi.narod.ru
Все материалы авторские. Копирование без ссылки на настоящий сайт запрещено.
Любое тиражирование только с письменного согласия авторов материалов.

Контакты: И.Лукомский
Web


Hosted by uCoz