|
17. Северокурильск
До Северо-Курильска дошли к обеду.
На подходах состоялась интересная беседа с пограничниками. Вроде как надо было попросить разрешение войти в ковш, и вообще, доложиться. После десятка безответных вызовов на 16-м мне ответил один из многочисленных кораблей, стоящих на рейде в проливе: "яхта, здесь все вызывают на 14-м!"
Ну и ладно, вызываю на 14-м. Оказалось, погранцы тут зовутся не "Лебедь", а "Берег". И вместо "Восхода" - "Северо-Курильск-62" Со всем этим разобрались, прошу разрешение на вход в ковш. Тут до "Берега" допёрло откуда мы пришли, и он заявляет: "Вы незаконно пересекли границу".
И затеялся смутный, чудной разговор…(с)
- Как это так?
- Вы ведь из Курильска?
- Ну да…
- Пересекали 4-й Курильский пролив?
- Ну да…
- Значит - незаконно пересекли границу!
- Простите, Северо-Курильск, это Россия? Курильск, это тоже Россия? А острова между ними, они чьи по- вашему?? Какая ещё граница?
Понимаю, что я ни чёрта не понимаю. Разговор глухого с глухонемым. Выкладываю козырного туза:
- "Берег", Вы из Северо-Восточного управления?
- Да!
- У меня на руках разрешение, выданное Вашим управлением со схемой и описанием маршрута. Пауза….
- Вход разрешаю. Никому судно не покидать, ждать наряда.
О как! Хорошо, что разрешили, а то мы уже в ковш заходим. По берегу - неимоверное кладбище брошенных кораблей. Вроде и пляжик есть, прямо для нас, но приставать страшно - сплошной металлолом. По указанию диспетчера встаём к стенке. Для больших кораблей тут, небось, хорошо, для нас же место крайне неудобное.
У стенки снизу торчат ржавые швеллера, да ещё лестница торчит из воды. С большим трудом раскорячиваемся на куче верёвок и всех имеющихся кранцах. Тут и наряд. Но мужики совсем не злобные, уже со всем разобрались. Оказывается 4-й Курильский пролив (а ещё Фриза, Буссоль и Дианы) для невоенных кораблей имеют статус нейтральных вод. То есть японец вместо того, чтобы обходить гряду, может войти 4-м проливом в Охотское море и в 12-ти милях от островов пройти к себе до Хоккайдо и пролива Лаперуза. Раз нейтральные воды, значит граница. Понятно, что это всё бред. Когда его придумали, погранцы стали радостно всех штрафовать за нарушение режима. Лишь совсем недавно издали пояснение к инструкции, что на суда с российским флагом это не распространяется. Для чего нас пугали на подходе, я так и не понял.
Северо-курильцы отнеслись к нам очень гостеприимно. Первый же человек, который подошёл посмотреть на "Котоярви", спросил, не надо ли нам чем-нибудь помочь. Попросили баню. Звонок по телефону - есть баня! Так было и дальше. Первое впечатление от города сложилось по безобразному кладбищу кораблей, и было так себе. Но сам город оказался ухоженным и чистым. Жители любовно называли его Севкуром.
"Ты помнишь Севкуровский порт и вид "Котоярви" угрюмый
Как шли мы из бани на борт в холодные мерзкие трюмы..."
-песенку придумали на обратной дороге из бани.
К вечеру погода испортилась, пришёл штормовой ветер с запада.
Жаль! Нам очень хотелось зайти на соседний Шумшу. Брошенные японские танки, самолёты, командные пункты превратили этот остров в музей под открытым небом. К сожалению, всё интересное там находится с северо-востока, поэтому идти на Шумшу смысла не было. Пришлось остаться ещё на день в Севкуре. Кораблей в ковше собралось - не пропихнуться, в основном видавшие виды СРТ. Пользуясь ситуацией, погуляли по городу.
О цунами 1952 года, практически уничтожившем город, напоминают выброшенные на берег суда и памятник погибшим. От старого города тогда ничего осталось, Севкур был весь отстроен заново. Нам понравилось объявление о продаже квартиры.
Северо-Курильск живёт в основном рыболовством. Главная проблема в городе - дорогая энергия. Единственное что можно сделать с рыбой, это глубокая заморозка. Более сложная переработка рыбы нерентабельна. Основной потребитель севоро-курильской рыбы - Китай.
От японцев на острове осталось довольно много оборонных сооружений, в том числе огромные бетонные бункеры похожие на защищённые ангары для самолётов.
Ближе к утру ветер стих, и в ковше всё зашевелилось. Народная примета - СРТ в море уходят, значит быть погоде. Ещё затемно отшвартовываемся и выходим на Камчатку.
В первый Курильский пролив решили не соваться. Шумшу обошли с востока. Стоило высунуться за остров, как на севере сквозь дымку показались высокие горы с частыми снежниками.
Прощание с Курилами было похоже на первую встречу с ними. За кормой в последний раз показались контуры южной части Парамушира и сказочные острова, словно мираж растворились в дымке. Главная задача экспедиции была выполнена. Кричать "мы сделали это!" не хотелось. Только что подумать про себя: "мы обязательно вернёмся!"
|
|