логотип Котоярви


Курильские острова.
Автор текста - Илья Лукомский.
В качестве иллюстраций использованы фотографии всех участников экспедиции. Москва, 2011.
все фотографии открываются в новом окне

Описание путешествия
1. Предыстория
2. Команда
3. Цели и задачи
4. Мой самолёт, качнув крылом...
5. Ну что тебе сказать про Сахалин? стапель
6. Ну что тебе сказать по Итуруп?
7. Уруп, лисопитомник
8. Чёрные братья
9. Ну что тебе сказать про Симушир?
10. Посёлок Кратерный
11. Ну что тебе сказать про Ушишир?
12. Ну что тебе сказать про Матуа?
13. Шиашкотан
14. Харимкотан
15. Онекотан
16. Парамушир
17. Северокурильск
18. Камчатка, Три Сестры
19. Уташуд
20. Бухта Русская
21. Озеро Вилюй
22. Авачинская бухта, Петропавловск-Камчатский
23. Выводы
24. Акватория района плавания
25. Судно, снаряжение и береговая поддержка
26. Навигационное обеспечение
27. Тактика передвижения и безопасность
28. Отправка багажа
29. Оформление документов
30. Стоимость, расстояния, сроки.
29.Оформление документов

      Несмотря на то, что холодная война ушла в далёкое прошлое, и на островах почти не осталось военных, Курилы до сих пор являются довольно закрытым регионом. Как и все крайние рубежи России, они являются погранзоной. С юга Курилы контролирует Сахалинское пограничное управление, а с севера (начиная с Онекотана) - Северо-Восточное. Если уладить все вопросы с пограничниками обоих управлений, то можно (!) транзитом пройти вдоль гряды, не подходя к островам ближе 2 миль. Это потому, что береговая линия абсолютно всех островов является ещё и зоной обитания морских млекопитающих. Как написано в лоции Охотского моря, в этой зоне запрещается абсолютно всё, включая судоходство и полёты на летательных аппаратах на высотах ниже 3000 метров! Учитывая, что метро на острова пока не проложили, единственный законный способ попасть на Курилы, это спрыгнуть с парашютом с высоты 3001 метр и постараться приземлиться посреди острова (только не на берегу и не в двухмильной зоне!) Однако всё же есть служба, которая даёт разрешение на посещение островов. В лоции она обозначена размытым понятием "органы рыбоохраны". Чтобы докопаться, как же именно называется государственное учреждение, уполномоченное выдавать такие разрешения, потребовалось провести две бессонные ночи на телефоне, заплатив кругленькую сумму за бесконечные переговоры с Сахалином. Поставленные в полный тупик моими вопросами, чиновники пинали меня по самым разным адресам. Более двадцати телефонов пришлось узнать и обзвонить, прежде чем послышался долгожданный ответ: "Да, это мы выдаём такие разрешения". Осталось ощущение, что я был первым и единственным, кто прочитал требование лоции и обратился в эту контору за разрешением. Представить трудно, что какая-то рыбоохрана приплывёт на Матуа и попросит предъявить разрешение. Но, отправляясь на Курилы в первый раз, есть смысл подстраховаться даже от самых нелепых случайностей.
      И это ещё не всё. "Государственный заказник Бухта Кратерная", - это как раз одно из тех мест, которое хотелось посетить, во что бы то ни стало. Пропуска в заказник выдаёт ИБМ (Институт Биологии Моря) в г. Владивосток. Впрочем, эту информацию удалось найти сразу, и пропуск в заказник был получен первым.
      Больше всего хлопот доставили пограничники. Примерно через месяц после отправки писем я обнаружил, что в обоих управлениях о них ничего не знают. Это притом, что из ИБМ я уже успел получить ответ! Ждать уже было нельзя, поэтому пришлось прибегнуть к помощи курьерских фирм в Южно-Сахалинске и Петропавловске, которые распечатали мои заявления и под подпись отдали в руки дежурным по КПП. После этого разрешения были получены в течение недели.


      В отличие от северо-запада России, на Дальнем Востоке не требуется согласовывать морское путешествие с военными моряками. Тихоокеанский флот, не в пример флоту Северному, не терроризирует окружающих своими бесконечными учениями. Военные учения ТФ проводятся таким образом, что на мирном судоходстве это никак не отражается. Некоторое исключение составляет лишь Авачинская бухта. Как впоследствии выяснилось, её изредка перекрывают для водолазных учений. Впрочем, местные яхтсмены эти проблемы легко обходят.



главная страница сайта

© yachta-kotoyarvi.narod.ru
Все материалы авторские. Копирование без ссылки на настоящий сайт запрещено.
Любое тиражирование только с письменного согласия авторов материалов.

Контакты: И.Лукомский
Web


Hosted by uCoz