логотип Котоярви


Курильские острова.
Автор текста - Илья Лукомский.
В качестве иллюстраций использованы фотографии всех участников экспедиции. Москва, 2011.
все фотографии открываются в новом окне

Описание путешествия
1. Предыстория
2. Команда
3. Цели и задачи
4. Мой самолёт, качнув крылом...
5. Ну что тебе сказать про Сахалин? стапель
6. Ну что тебе сказать по Итуруп?
7. Уруп, лисопитомник
8. Чёрные братья
9. Ну что тебе сказать про Симушир?
10. Посёлок Кратерный
11. Ну что тебе сказать про Ушишир?
12. Ну что тебе сказать про Матуа?
13. Шиашкотан
14. Харимкотан
15. Онекотан
16. Парамушир
17. Северокурильск
18. Камчатка, Три Сестры
19. Уташуд
20. Бухта Русская
21. Озеро Вилюй
22. Авачинская бухта, Петропавловск-Камчатский
23. Выводы
24. Акватория района плавания
25. Судно, снаряжение и береговая поддержка
26. Навигационное обеспечение
27. Тактика передвижения и безопасность
28. Отправка багажа
29. Оформление документов
30. Стоимость, расстояния, сроки.
10. Посёлок Кратерный

      Следующий день потратили на знакомство с брошенным военным городком. Многое здесь было мне знакомо по рассказам Серёги. Без колебаний я узнавал штаб бригады, магазин, дизельную, санчасть


      Блочные 3-х - 4-х этажные дома 70-х годов постройки, брусчатые офицерские общежития, почта, школа, детский сад… Ценой неимоверного труда жизнь пускала здесь корни. Трогательно и пронзительно выглядели расписанные стены детского садика. Кот в сапогах, стол с самоваром и гостями Мухи-Цокотухи.


      Сделанные неумелой, но доброй рукой, быть может эти картины слились с чьим-то детством.
      А вот и школа на третьем этаже самой дальней многоэтажки.


      Полки с учебниками, тетрадь с двойкой, плакат "Мы всё умеем". И конечно, школьная доска с душераздирающей надписью "Я хочу домой. Леночка, я тебя люблю. Олег"



      " Вспоминая дни былые, всех друзей и дом родной,
      Как шагали мы с любимой по тропе ночной домой.
      Дни теперь летят как ветер. только письма мне пиши
      На далекую планету, на мой остров Симушир."


      Теперь здесь свистит ветер, да изредка поскрипывают незакрытые окна с осколками битых стёкол. Впечатление от экскурсии было сильным. Пожалуй, я до сих пор не пережил его до конца.
      Гарнизон в бухте Броутона расформировали в 1996 году. Судя по брошенным документам, последней сняли часть ПВО. Честно говоря, я не ожидал увидеть в бухте такого запустения. Ну хоть бы промысловый посёлок, ну пусть хоть один дом с печкой и целыми окнами пригодный для жилья! Но нет, люди бросили это место напрочь. И если схватятся, отыграть назад будет неимоверно сложно. При местной сейсмике, бетонные здания посёлка со ржавой арматурой уже сейчас не подлежат ремонту.
      Более подробное описание Кратерного и других Курильских абондонов вынесены в отдельную страницу.
      Зато чего на Симушире теперь навалом, так это земляники. Она встречается повсюду, и за штабом, и в дизельной, и вокруг бочек с солярой. Курильская земляника очень крупная, размером с русскую клубнику, хотя и не такая ароматная.


      Ближе к вечеру починили стаксель и приготовились к утреннему переходу на острова Ушишир. С утра вдруг хватились, что в бухте совершенно нет воды. Судя по генштабовской карте, всё водоснабжение посёлка обеспечивалось ручьем, что в середине долины. Но поиски не увенчались успехом. Скорее всего, ручей при строительстве посёлка взяли в трубу, устроив станцию водозабора. Наверное, ручей и сейчас течёт в море, но уже по трубе, неизвестно где проложенной. Всё это было некстати - уж на маленьком Ушишире воды нет и подавно. Решили обойти по кругу бухту и поискать ручьи или водопады. Если и это не поможет, впору хоть возвращаться для бункеровки в Китобойную. Но тут нам изрядно повезло. Стоило отойти от пляжа, как из рации раздалось: "катамаран, вызывает катер! Давайте пообщаемся". В проливе показался маленький белый пароходик. Мы с радостью согласились, вдруг нальют…воды конечно! На катере, который оказался размером примерно с яхту "Апостол Андрей", путешествовала компания москвичей.


      Москвичи по здешним меркам, это все, кто западнее Урала. Эти москвичи были из Рязани, Нижнего и Красногорска. Ну а сам катер и его капитан-судовладелец - из Южно-Курильска. Катер был свежепригнанный из Японии. Все шильдики в рубке с иероглифами, и только около двух особо важных тумблеров написано фломастером "ВКЛ-ВЫКЛ". Не иначе - кингстоны. Всяческих предметов разврата на катере было великое множество, от аквариума с живыми крабами до квадроцикла. Нам закатили пышный банкет с шампанским и полведром икры. Самое главное - там был опреснитель, и нам без проблем отлили литров 70 воды. Теперь дорога на Ушишир была открыта. Наглазевшись, как парни вытаскивают на пирс квадроцикл при помощи грузовой стрелы, мы подобрали швартовы и пошли к выходу из бухты.

      "Вот закончилася служба, до свиданья Симушир!
      До свиданья сопки, скалы, мой товарищ командир!
      В последний раз выходим в море, кричат чайки за кормой,
      Хорошо, что есть на свете это чувство - путь домой.

      Симуширские рассветы и закаты будут в памяти моей вставать невольно.
      Шум прибоя и друзья мои ребята, и просторы, где гуляет ветер вольный".


      А в проливе Дианы "Котоярви" накрыло плотным туманом. Следующий остров - Кетой в наши планы не входил, на действующий вулкан Паласса собирались полюбоваться с воды. Увы, кроме картинки на мониторе ничего не было видно. Лишь когда мы подошли на три кабельтовых к бухте Дианы, появились невнятные контуры острова. Вдруг справа от нас послышался еле слышный звук мотора. Вглядевшись в туман, я увидел смутные очертания мачт и рубки корабля. Может, померещилось? Ситуация критическая. Если мы пересекаемся, то разойтись в таком тумане будет делом случая. Вызываю на 16-м:
      - Катамаран идущий на север мимо юго-западного мыса острова Кетой. Какое судно судно находится в бухте Дианы?
      После короткой паузы:
      - Кто вызывал "вельбота"? Катамаран ответьте "вельботу"! "Вельбот", это позывной береговой охраны. Вот уж кого не ожидал встретить!
      Их ПСКР стоял на якоре и никакой угрозы для нас не представлял. По рации пообщались, передали всё, что они просили, - сколько, кто, куда и зачем. Ну, я тут отличился! На вопрос, когда вышли из Курильска, выполнив нужные расчёты, заявил, что 32 июля. Уже и рацию на место повесили, нот тут нас опять вызывают:
      - Котоярви , говорит Верещага! Попросите на связь Петра Каменченко.
      На ПСКР-е оказался Петин знакомый из Петропавловска.
      Евгений Верещага - основатель фирмы Курилы-тур и организатор десяти историко-археологических экспедиций на Курильских островах. Излюбленное место для проведение этих экспедиций - о.Матуа, который во время войны представлял собой японскую военную базу. Незадолго до путешествия Петя списался с Евгением по электронной почте и рассказал о предстоящей экспедиции на Курилы. К нашим планам Евгений отнёсся с большим уважением и предложил помощь. Эта помощь материализовалась в 100 литров бензина, который должен был ждать "Котоярви" на Матуа.
      Теперь по рации мы узнали, что бензин уже на месте.
      Евгений рассказал, что сейчас они проводят очередную Курильскую экспедицию и совместно с береговой охраной устанавливают на всех островах православные кресты. После бухты Дианы они собирались идти на Симушир, а оттуда возвращаться в Петропавловск. В Петропавловске по окончании нашего маршрута была назначена встреча.
      Евгений также сообщил не очень приятную новость. Сутки назад из-за высокого наката с юга они не смогли на шлюпке войти в бухту Кратерная. Жаль если так! Мы как раз туда и собирались.
      До Ушишира ещё оставалось пройти пролив Рикорда. Место это неспокойное, лоция обещала сулои на подходах к островам. Как обычно, пролив обошли по большой дуге и подошли к острову Янкича с запада.
      Группа островов Ушишир была одной из самых заветных целей нашей экспедиции. На самом крупном из этих островов- о. Янкича находится государственный заказник "Бухта Кратерная". Подобно бухте Броутона, она представляет собой провалившийся кратер действующего вулкана. Войти туда могут лишь суда с малой осадкой и не во всякую погоду. На этом островке, который в длину всего 3 км, есть и фумаролы, и горячие источники, и свой маленький вулканчик. Всё это миниатюрное, и находится в пешеходной доступности.
      К сожалению, Евгений оказался прав - ко входу в бухту было даже страшно подходить. Пологие океанские волны длиной метров по 50 заходя в бухту вставали на дыбы и сплошной трёхметровой белой стеной рушились на входном рифе. Изрядно расстроившись, мы решили переночевать в бухточке Западная между о. Янкича и соседним о. Рыпонкича. Если там приемлемая стоянка, получится сходить в бухту Кратерная пешком с северного берега.



главная страница сайта

© yachta-kotoyarvi.narod.ru
Все материалы авторские. Копирование без ссылки на настоящий сайт запрещено.
Любое тиражирование только с письменного согласия авторов материалов.

Контакты: И.Лукомский
Web


Hosted by uCoz