|
14. Вверх по Печоре, Усинск.
Выход вверх по Печоре планировался утром третьего дня. Но оказалось, что с телевидением директор музея не пошутил! Журналистов было две команды, с разных каналов. Интересовало их примерно одно и то же: медведь, наша собака и научная подоплёка экспедиции. Давать интервью оказалось делом небыстрым. Я и Литвинов плели историю про ледники, медведя и нелёгкий новоземельский быт, а привязанный к катамарану Грант в паузах нам тоскливо подвывал. К счастью, в мероприятии участвовала не вся команда, а только мы трое. Остальные тем временем готовились к отплытию и таскали с заправки канистры с бензином. Марина принесла нам на прощание тортик, сказав, что у них тут такая традиция, - провожать моряков тортом. Мне подумалось, - "Отправить бы сюда мурманских и териберских погранцов, чтобы научились правильным морским традициям!"
В итоге, вышли в районе полудня. Журналисты раздобыли катер и напоследок сняли отходящий "Котоярви" с воды. Впоследствии, один из репортажей, по нашей просьбе был размещён в интернет.
На обратной дороге шлось не так быстро, как месяц назад. Ночи были уже тёмные и приходилось останавливаться на короткую ночёвку. Первый день был довольно ясным, хотя и сопровождался сильным встречным ветром. Чувствовалось , что недавно здесь была жара. Временами дул настоящий Афганец, как в Средней Азии! Ветер подхватывал с пойменного берега песчинки, которые перелетали через реку! Палуба катамарана была присыпана песком. Из-за засухи в центральной России, Печора сильно обмелела. Двигаться по створам не получалось, т.к. на фарватере можно было запросто сесть на мель, чем мы регулярно занимались. Оказалось эффективнее руководствоваться не обстановкой, а общими соображениями, как расположением и характером берегов.
Вторую половину пути удалось пройти под парусами. Сильный попутный ветер поднимал в шиверах высокую стоячую волну. Иногда бывало похлеще морских сулоев, и даже после Баренцева моря казалось страшновато. Несколько раз, двигаясь на одном стакселе, катамаран зарывался в подошву волны, задирая корму, и теряя скорость до нуля. Чем-то всё это напоминало Белое озеро на Волго-Балте.
В это время на реке было полно моторок. В основном это были рыбаки, привлечённые нерестом лососёвых. Очевидно, кроме сёмги им попадалась рыба попроще, и они постоянно подходили к "Котоярви", предлагая то щуку, то язей. Увы! После Новой Земли щуки нам не хотелось. К тому же, тазик с гольцом пока не думал кончаться. Несколько раз мимо нас проходил патрульный катер рыбоохраны.
Иногда, с проходящих моторок следовал вопрос, откуда мы пришли. После ответа следовала недоумённая пауза, а потом, неизменное: "Ох, ни … себе!". И чем выше мы поднимались, тем большее изумление читалось в их глазах. Да и нам самим, с каждым километром, минувшее плавание казалось всё более невероятным. Заснеженные берега, ледопад, птичьи базары, белые медведи, - всё это постепенно превращалось в далёкий сказочный сон. Было немного грустно, путешествие подходило к концу.
Андрей с Илюхой предложили вместо Печоры, финишировать в Усинске. Идея была удачной, так и сделали. Тут было два плюса: во первых, ближе на 50 км, а во вторых, Усинск, - это конечная станция. Поэтому, сдавать багаж и садиться в поезд можно было без спешки.
Уса, это правый приток Печоры. В посёлке Усть-Уса она шире Печоры, но выше Усинска становится совсем мелкой и несудоходной. Поднявшись по реке на 30 км, мы увидели нечто похожее на порт. Там забором был огорожен участок берега, стояло несколько барж и толкачей, и работал плавучий кран. Место для антистапеля было очень привлекательным. Особенно радовал забор, поскольку брататься с местной шпаной не было ни времени, ни желания.
Мы пришвартовались к борту одного из толкачей. Поняв чего нам надо, кэп указал на красивый, современный коттедж в котором обитало начальство. Хозяин базы -
Василий Валентинович Трудов сам оказался моряком, и после рассказа о нашем плавании принял нас как родных. Под антистапель "Котоярви" была выделена 40-метровая баржа, на которую лодку поставили упомянутым плавучим краном. На время разборки нас поселили в благоустроенное общежитие с чайником, кроватями и телевизором. На второй день Василий Валентинович распорядился протопить нам баню. Территория охранялась двумя злобного вида немецкими овчарками, поэтому никаких посторонних людей здесь не шлялось. А вот Гранту из-за присутствия столь серьёзных барбосов пришлось несладко. В общежитии собак держать было не принято, поэтому ночевать ему пришлось на привязи в кузове УАЗика. Днём бедный пёс скучал на привязи, но свободно гулять по территории базы ему было небезопасно.
Упаковав лодку, мы погрузили её в кузов хозяйского 131-го ЗИЛа и уехали на вокзал города Усинска. Хозяева базы не взяли с нас ни копейки ни за житьё, ни за машину, за что им огромное спасибо!
На багажной станции пришлось опять привыкать к цивилизованной городской жизни, т.е. к хамству и неразберихе, но в целом, всё получилось довольно быстро. А вечером того же дня прицепной вагон Усинск - Москва увёз нас в привычный мир автомобилей, компьютеров и телевизоров. Путешествие было закончено.
|
|