логотип Котоярви
Котоярви
туристический разборный крейсерский катамаран


Новая Земля
Знакомство с Арктикой

Автор текста - Илья Лукомский.
В качестве иллюстраций использованы фотографии всех участников экспедиции.
Москва, 2010 год.
Новая Земля


все фотографии открываются в новом окне

Описание путешествия
1. Введение
2. Подготовка и команда
3. Заброска (Москва - Нарьян-Мар)
4. Гуляевские кошки, Кузнецкая губа
5. Встреча с Новой Землёй, Саханиха
6. Костин Шар
7. Малые Кармакулы
8. Губа Грибовая
9. Северный остров
10. Обратно на юг. Губа Крестовая, медведь
11. На южный остров, Безымянная
12. Костин Шар, река Нехватова
13. Обратно на БЗ, Нарьян-Мар
14. Вверх по Печоре, Усинск

Технический отчёт
15. Медведи и моржи
16. Характеристика судна и тактика прохождения маршрута
17. Техническое оснащение судна
18. Таблица пройденных расстояний
14. Вверх по Печоре, Усинск.


      Выход вверх по Печоре планировался утром третьего дня. Но оказалось, что с телевидением директор музея не пошутил! Журналистов было две команды, с разных каналов. Интересовало их примерно одно и то же: медведь, наша собака и научная подоплёка экспедиции. Давать интервью оказалось делом небыстрым. Я и Литвинов плели историю про ледники, медведя и нелёгкий новоземельский быт, а привязанный к катамарану Грант в паузах нам тоскливо подвывал. К счастью, в мероприятии участвовала не вся команда, а только мы трое. Остальные тем временем готовились к отплытию и таскали с заправки канистры с бензином. Марина принесла нам на прощание тортик, сказав, что у них тут такая традиция, - провожать моряков тортом. Мне подумалось, - "Отправить бы сюда мурманских и териберских погранцов, чтобы научились правильным морским традициям!"
      В итоге, вышли в районе полудня. Журналисты раздобыли катер и напоследок сняли отходящий "Котоярви" с воды. Впоследствии, один из репортажей, по нашей просьбе был размещён в интернет.
      На обратной дороге шлось не так быстро, как месяц назад. Ночи были уже тёмные и приходилось останавливаться на короткую ночёвку. Первый день был довольно ясным, хотя и сопровождался сильным встречным ветром. Чувствовалось , что недавно здесь была жара. Временами дул настоящий Афганец, как в Средней Азии! Ветер подхватывал с пойменного берега песчинки, которые перелетали через реку! Палуба катамарана была присыпана песком. Из-за засухи в центральной России, Печора сильно обмелела. Двигаться по створам не получалось, т.к. на фарватере можно было запросто сесть на мель, чем мы регулярно занимались. Оказалось эффективнее руководствоваться не обстановкой, а общими соображениями, как расположением и характером берегов.
      Вторую половину пути удалось пройти под парусами. Сильный попутный ветер поднимал в шиверах высокую стоячую волну. Иногда бывало похлеще морских сулоев, и даже после Баренцева моря казалось страшновато. Несколько раз, двигаясь на одном стакселе, катамаран зарывался в подошву волны, задирая корму, и теряя скорость до нуля. Чем-то всё это напоминало Белое озеро на Волго-Балте.
      В это время на реке было полно моторок. В основном это были рыбаки, привлечённые нерестом лососёвых. Очевидно, кроме сёмги им попадалась рыба попроще, и они постоянно подходили к "Котоярви", предлагая то щуку, то язей. Увы! После Новой Земли щуки нам не хотелось. К тому же, тазик с гольцом пока не думал кончаться. Несколько раз мимо нас проходил патрульный катер рыбоохраны.
      Иногда, с проходящих моторок следовал вопрос, откуда мы пришли. После ответа следовала недоумённая пауза, а потом, неизменное: "Ох, ни … себе!". И чем выше мы поднимались, тем большее изумление читалось в их глазах. Да и нам самим, с каждым километром, минувшее плавание казалось всё более невероятным. Заснеженные берега, ледопад, птичьи базары, белые медведи, - всё это постепенно превращалось в далёкий сказочный сон. Было немного грустно, путешествие подходило к концу.
      Андрей с Илюхой предложили вместо Печоры, финишировать в Усинске. Идея была удачной, так и сделали. Тут было два плюса: во первых, ближе на 50 км, а во вторых, Усинск, - это конечная станция. Поэтому, сдавать багаж и садиться в поезд можно было без спешки.
      Уса, это правый приток Печоры. В посёлке Усть-Уса она шире Печоры, но выше Усинска становится совсем мелкой и несудоходной. Поднявшись по реке на 30 км, мы увидели нечто похожее на порт. Там забором был огорожен участок берега, стояло несколько барж и толкачей, и работал плавучий кран. Место для антистапеля было очень привлекательным. Особенно радовал забор, поскольку брататься с местной шпаной не было ни времени, ни желания.
      Мы пришвартовались к борту одного из толкачей. Поняв чего нам надо, кэп указал на красивый, современный коттедж в котором обитало начальство. Хозяин базы - Василий Валентинович Трудов сам оказался моряком, и после рассказа о нашем плавании принял нас как родных. Под антистапель "Котоярви" была выделена 40-метровая баржа, на которую лодку поставили упомянутым плавучим краном. На время разборки нас поселили в благоустроенное общежитие с чайником, кроватями и телевизором. На второй день Василий Валентинович распорядился протопить нам баню. Территория охранялась двумя злобного вида немецкими овчарками, поэтому никаких посторонних людей здесь не шлялось. А вот Гранту из-за присутствия столь серьёзных барбосов пришлось несладко. В общежитии собак держать было не принято, поэтому ночевать ему пришлось на привязи в кузове УАЗика. Днём бедный пёс скучал на привязи, но свободно гулять по территории базы ему было небезопасно.
      Упаковав лодку, мы погрузили её в кузов хозяйского 131-го ЗИЛа и уехали на вокзал города Усинска. Хозяева базы не взяли с нас ни копейки ни за житьё, ни за машину, за что им огромное спасибо!
      На багажной станции пришлось опять привыкать к цивилизованной городской жизни, т.е. к хамству и неразберихе, но в целом, всё получилось довольно быстро. А вечером того же дня прицепной вагон Усинск - Москва увёз нас в привычный мир автомобилей, компьютеров и телевизоров. Путешествие было закончено.



главная страница сайта

© yachta-kotoyarvi.narod.ru
Все материалы авторские. Копирование без ссылки на настоящий сайт запрещено.
Любое тиражирование только с письменного согласия авторов материалов.

Контакты: И.Лукомский
Web


Hosted by uCoz