логотип Котоярви
Котоярви
туристический разборный крейсерский катамаран


Новая Земля
Знакомство с Арктикой

Автор текста - Илья Лукомский.
В качестве иллюстраций использованы фотографии всех участников экспедиции.
Москва, 2010 год.
Новая Земля


все фотографии открываются в новом окне

Описание путешествия
1. Введение
2. Подготовка и команда
3. Заброска (Москва - Нарьян-Мар)
4. Гуляевские кошки, Кузнецкая губа
5. Встреча с Новой Землёй, Саханиха
6. Костин Шар
7. Малые Кармакулы
8. Губа Грибовая
9. Северный остров
10. Обратно на юг. Губа Крестовая, медведь
11. На южный остров, Безымянная
12. Костин Шар, река Нехватова
13. Обратно на БЗ, Нарьян-Мар
14. Вверх по Печоре, Усинск

Технический отчёт
15. Медведи и моржи
16. Характеристика судна и тактика прохождения маршрута
17. Техническое оснащение судна
18. Таблица пройденных расстояний
3. Заброска (Москва - Нарьян-Мар)

      Если бы до Печоры была автомобильная дорога, то без сомнения, мы бы выбрали автомобильную доставку груза. Но увы, последний участок этой дороги строят с социалистических времён и по сей день. Поэтому, катамаран отправляли багажным вагоном, прицепленным к пассажирскому поезду. Для надёжности мы сами грузили упаковки в багажный вагон и пообещали, что в Печоре сами же их и разгрузим. Этот способ имеет много недостатков, но наиболее надёжен по времени, ибо багаж едет в том же поезде, что и команда. На подъезде к Печоре, с помощью Мегафон-модема подключились к Интернет, нашли телефоны автоперевозчиков и заказали "Газель" прямо к багажному вагону поезда. Мест для стапеля в городе Печора оказалось немного. Изрядно поколесив вдоль берега, выгрузились на диком песчаном пляже в черте города.
      Сборка катамарана происходила ударными темпами. Утром мы приехали на пляж, а к вечеру того же дня уже улеглись на ночёвку в каюту "Котоярви".
      Впрочем, понятия "ночь" и "день" были весьма условными и различались незначительно. Утром нас разбудили напряжённые разговоры Литвинова с группой поддатых тинейджеров, решивших, во что бы то ни стало прямо сейчас покататься на катамаране.
      Но по мере вылезания из каюты остальных участников, этот пьяный детский сад несколько приостыл, а после и ретировался. За следующий день мы закупили продукты, полностью собрали и оснастили лодку, поставив абсолютный рекорд по скорости сборки "Котоярви". Ждать повторного визита местной шпаны не хотелось, и мы немножко спустились вниз по Печоре до первого удобного пляжа за пределами города. Тут спокойно переночевали, как следует уложили вещи по своим местам и двинулись вниз по реке. Итак, отплытие состоялось утром 6 июля.
      Великая русская река Печора, сама по себе может быть интересным объектом для путешествия. Но цель у экспедиции была другая, поэтому реку мы прошли без остановок на моторе. Ветер на реках дует только в двух направлениях: вверх по течению, или вниз. Мы попали на "северную" неделю и всё время бодались с ветром. Впрочем, благодаря течению, двигались достаточно быстро, в среднем - 15 км/ч. На Печоре я придумал "мозаичное" вахтенное расписание. Управляли лодкой по двое. Один назывался "вахтенным", а другой - "подвахтенным". Каждые 2 часа происходила смена: вахтенный уходил на отдых, подвахтенный заступал на вахту, и новый отдохнувший участник заступал на подвахту. Себя я от вахт освободил и выполнял "руководящую и направляющую роль". Таким образом, соотношение отдых/вахта для остальных (кроме меня) участников составляло 6/4, что более чем достаточно для нормальной жизни. Как правило, еду готовили подвахтенные, и отдыхающей смене оставалось лишь провожать взглядом отлетающие за кормой километры, любоваться красотами и щёлкать фотоаппаратом. А полюбоваться было чем!
      Средняя Печора во многом напоминает Волгу в районе Углича. Примерно такой же ширины, коренные и пойменные берега чередуются: то слева то справа. Коренной берег песчано-глинистый, приглубый. . Представляет собой высокий обрыв, сверху покрытый смешанным лесом с преобладанием хвойных пород. Под обрывом - узкий галечный пляж. Пойменные берега из чистого светлого песка, покрытые редким плавником. Река очень извилиста, фарватер узкий. Неоднократно добрым словом я вспоминал Сергея Бекряшева за атлас. Атлас был довольно старый и без корректур, но обстановка на реке изменилась незначительно. Номера буёв за редким исключением не поменялись, створы остались на прежних местах. Несмотря на явный упадок судоходства, обстановка на реке в полном порядке. Она представлена буями всех типов и линейными створами. В среднем течении буи стоят "погуще". Чем дальше вниз, тем буёв меньше и больше створов. За всё время спуска по реке, "Котоярви" не обогнало ни одно судно. "Заря" по маршруту Печора - Нарьян-Мар давно не ходит, и регулярного пассажирского сообщения с Нарьян-Маром теперь нет. Зато, навстречу прошло несколько составов из толкачей и барж. Возят в основном технику и строительные материалы. По берегам встречаются редкие населённые пункты. Много полузаброшенных деревень, но встречаются и крупные сёла с ухоженными домами, магазинами и мегафоновскими вышками. Лодок и катеров было совсем мало. Видимо, сезон активного рыболовства ещё не наступил. Из живности мы встречали большое количество птиц, а один раз издалека видели росомаху. Ну, раз уж про животных… Будучи напуганы рассказами о несметных тучах печорских комаров и гнуса, мы основательно запаслись репеллентами. Но стояли жаркие дни, и комаров с гнусом не было совершенно. Зато, нас сопровождала целая туча слепней. Спасения от них не было никакого, и у подвахтенных появилась новая обязанность - пулять в них из резиночки, оберегая сон отдыхающей смены. На убиенных насекомых попробовали ловить рыбу, причём, успешно - минут за 10 наловили язей на хорошую уху.
      Впервые, в таком долгом плавании на "Котоярви" оказалась собака.
      Грант, молодая лайка, оказался парнем добродушным и умным. Домашние животные всегда улучшают психологический климат в экипаже. Во многом, псу мы обязаны тем, что до самого конца плавания, наша команда, состоящая из шести мало знакомых людей, оставалась вполне работоспособным коллективом. По настоящему мы оценили Гранта после встречи с медведем. Но и до этого, присутствие собаки на каждой стоянке сильно успокаивало. Единственная неразрешимая проблема с Грантом оказалась связана с правильным домашним воспитанием. Пёс воспринимал катамаран как дом, и в подкорке у него были зашиты соответствующие запреты. На реке было ещё терпимо - он ходил по нужде на бак. Но уже в нижнем течении Печоры, когда появилась высокая волна, это стало небезопасным. С самого начала предполагалось использовать в качестве собачьего туалета кокпит. При наличии помпы забортной воды помыть палубу не составляло труда. Но для Гранта палуба была вроде храма, и не помогали ни уговоры, ни угрозы, ни даже личный пример. Он был готов часами терпеть, а когда было невмоготу - заводил тоскливую волчью песню. Продолжаться это могло часами, до тех пор, пока кто-нибудь не выходил с ним на бак. Это тоже не всегда помогало, поскольку обязательной составной частью ритуала было обнюхивание всех предметов, лежащих на носу катамарана. И если результаты обнюхивания Гранта не устраивали, то приходилось возвращаться в кокпит за очередной партией собачьего вокала. Проблему эту не удалось разрешить до самого конца плавания.
      В нижнем течении, Печора входит в зону лесотундры. Тут река уже совсем не похожа на Волгу. Коренной берег отдалённо напоминает Зимний берег Белого моря. Высоченный обрыв, из серого песка и галечника. Наверху - густая полоска леса и обвалившиеся с обрыва стволы деревьев. На песчаном пойменном берегу - низенький и лиственный лесок. За тонкой прозрачной стеной деревьев проглядывали бескрайние просторы - печорские тундры. Теперь, с каждым километром чувствовалось, что мы приближаемся к Арктике. Стало прохладно и пасмурно. Солнце, если и выглядывало, то уже лишь слегка грело, а не жарило, как два дня назад. Так незаметно, вахта за вахтой, и показались портовые краны Нарьян-Мара.
      Обогнув буй под номером "1", в ночь с 9 на 10-е июля мы вошли на территорию порта. Включили морскую УКВ станцию и попросили разрешение на швартовку. С капитаном порта связывались по телефону день назад, и нас уже ждали. Встали на 3-м причале рядом с небольшим теплоходом, который явно был "под парами" и собирался отходить. Вдруг, вахтенный с теплохода осведомился, долго ли им придётся нас ждать. Мы, конечно удивились:
      - Зачем нас ждать?
      - А вас провожать велено!
      Совершенно ничего не понимая, мы с Андрюхой откопали документы, и пошли искать портовую контору. Пока ходили между разными строениями порта, подъехала машина, и оттуда вышел человек в пограничной форме. Вот, думаем, здорово! Заодно и про пропуска в погранзону всё узнаем. И только мы собрались чего-то спрашивать, как пограничник сам предложил нам пройти в его кабинет для оформления пропусков. Оказалось, что он приехал по вызову капитана порта СПЕЦИАЛЬНО, для нас. Вот так вот, посреди ночи, да в нерабочее время! Такое обхождение казалось нереальным, особенно после опыта общения с мурманскими и выборгскими погранцами в прежние годы. Процедура оформления заняла не более 5 минут. Напоследок, пограничник объяснил нам, где находится администрация порта и поехал домой.
      В конторе нас ждал старпом порта. Оказывается, это он, по своей инициативе притормозил отходящий на Варандей теплоход и попросил капитана сопроводить нас до выхода из Печорской губы (в целях нашей безопасности). Поблагодарив старпома, мы всё же предложили отпустить теплоход, т.к. нам ещё предстояло сделать некоторые закупки. Он сказал: "Как знаете!", связался по рации с капитаном и пожелал ему спокойного моря. Теплоход отдал швартовы и ушёл на Варандей. Оставшиеся портовые формальности заняли ещё 5 минут.
      Ну что тут скажешь? Слава Богу, есть ещё места в нашей стране, где сохранились нормальные человеческие отношения. Мы, россияне, не устаём удивляться, с каким радушием нас встречают иностранные пограничники. Хотя, казалось бы, мы ведь им чужие! Так где нас лучше должны встречать-провожать? Наверное, всё же на родине. И вот, впервые, это было так. Всем людям, которых мы встретили в ту ночь в порту - огромный респект!
      В Нарьянке простояли всего три часа. Судя по прогнозу погоды, у нас была удачная возможность в течении дня дойти до выхода из Печорской губы - Гуляевских кошек. Чтобы сэкономить время, продукты докупали в ночном магазине. Бензином затарились больше, чем обычно. Кроме 5 штатных баков по 30 литров каждый, докупили ещё 50 л в одноразовые полиэтиленовые канистры.
      На экскурсию по городу времени не было, но первое впечатление было приятным, особенно от его жителей.



главная страница сайта

© yachta-kotoyarvi.narod.ru
Все материалы авторские. Копирование без ссылки на настоящий сайт запрещено.
Любое тиражирование только с письменного согласия авторов материалов.

Контакты: И.Лукомский
Web


Hosted by uCoz