|
3. Заброска (Москва - Нарьян-Мар)
Если бы до Печоры была автомобильная дорога, то без сомнения, мы бы выбрали автомобильную доставку груза. Но увы, последний участок этой дороги строят с социалистических времён и по сей день. Поэтому, катамаран отправляли багажным вагоном, прицепленным к пассажирскому поезду. Для надёжности мы сами грузили упаковки в багажный вагон и пообещали, что в Печоре сами же их и разгрузим. Этот способ имеет много недостатков, но наиболее надёжен по времени, ибо багаж едет в том же поезде, что и команда. На подъезде к Печоре, с помощью Мегафон-модема подключились к Интернет, нашли телефоны автоперевозчиков и заказали "Газель" прямо к багажному вагону поезда. Мест для стапеля в городе Печора оказалось немного. Изрядно поколесив вдоль берега, выгрузились на диком песчаном пляже в черте города.
Сборка катамарана происходила ударными темпами. Утром мы приехали на пляж, а к вечеру того же дня уже улеглись на ночёвку в каюту "Котоярви".
Впрочем, понятия "ночь" и "день" были весьма условными и различались незначительно. Утром нас разбудили напряжённые разговоры Литвинова с группой поддатых тинейджеров, решивших, во что бы то ни стало прямо сейчас покататься на катамаране.
Но по мере вылезания из каюты остальных участников, этот пьяный детский сад несколько приостыл, а после и ретировался. За следующий день мы закупили продукты, полностью собрали и оснастили лодку, поставив абсолютный рекорд по скорости сборки "Котоярви". Ждать повторного визита местной шпаны не хотелось, и мы немножко спустились вниз по Печоре до первого удобного пляжа за пределами города. Тут спокойно переночевали, как следует уложили вещи по своим местам и двинулись вниз по реке. Итак, отплытие состоялось утром 6 июля.
Великая русская река Печора, сама по себе может быть интересным объектом для путешествия. Но цель у экспедиции была другая, поэтому реку мы прошли без остановок на моторе. Ветер на реках дует только в двух направлениях: вверх по течению, или вниз. Мы попали на "северную" неделю и всё время бодались с ветром. Впрочем, благодаря течению, двигались достаточно быстро, в среднем - 15 км/ч. На Печоре я придумал "мозаичное" вахтенное расписание. Управляли лодкой по двое. Один назывался "вахтенным", а другой - "подвахтенным". Каждые 2 часа происходила смена: вахтенный уходил на отдых, подвахтенный заступал на вахту, и новый отдохнувший участник заступал на подвахту. Себя я от вахт освободил и выполнял "руководящую и направляющую роль". Таким образом, соотношение отдых/вахта для остальных (кроме меня) участников составляло 6/4, что более чем достаточно для нормальной жизни. Как правило, еду готовили подвахтенные, и отдыхающей смене оставалось лишь провожать взглядом отлетающие за кормой километры, любоваться красотами и щёлкать фотоаппаратом. А полюбоваться было чем!
Средняя Печора во многом напоминает Волгу в районе Углича. Примерно такой же ширины, коренные и пойменные берега чередуются: то слева то справа. Коренной берег песчано-глинистый, приглубый. . Представляет собой высокий обрыв, сверху покрытый смешанным лесом с преобладанием хвойных пород. Под обрывом - узкий галечный пляж. Пойменные берега из чистого светлого песка, покрытые редким плавником. Река очень извилиста, фарватер узкий. Неоднократно добрым словом я вспоминал Сергея Бекряшева за атлас. Атлас был довольно старый и без корректур, но обстановка на реке изменилась незначительно. Номера буёв за редким исключением не поменялись, створы остались на прежних местах. Несмотря на явный упадок судоходства, обстановка на реке в полном порядке. Она представлена буями всех типов и линейными створами. В среднем течении буи стоят "погуще". Чем дальше вниз, тем буёв меньше и больше створов. За всё время спуска по реке, "Котоярви" не обогнало ни одно судно. "Заря" по маршруту Печора - Нарьян-Мар давно не ходит, и регулярного пассажирского сообщения с Нарьян-Маром теперь нет. Зато, навстречу прошло несколько составов из толкачей и барж. Возят в основном технику и строительные материалы. По берегам встречаются редкие населённые пункты. Много полузаброшенных деревень, но встречаются и крупные сёла с ухоженными домами, магазинами и мегафоновскими вышками. Лодок и катеров было совсем мало. Видимо, сезон активного рыболовства ещё не наступил. Из живности мы встречали большое количество птиц, а один раз издалека видели росомаху. Ну, раз уж про животных… Будучи напуганы рассказами о несметных тучах печорских комаров и гнуса, мы основательно запаслись репеллентами. Но стояли жаркие дни, и комаров с гнусом не было совершенно. Зато, нас сопровождала целая туча слепней. Спасения от них не было никакого, и у подвахтенных появилась новая обязанность - пулять в них из резиночки, оберегая сон отдыхающей смены. На убиенных насекомых попробовали ловить рыбу, причём, успешно - минут за 10 наловили язей на хорошую уху.
Впервые, в таком долгом плавании на "Котоярви" оказалась собака.
Грант, молодая лайка, оказался парнем добродушным и умным. Домашние животные всегда улучшают психологический климат в экипаже. Во многом, псу мы обязаны тем, что до самого конца плавания, наша команда, состоящая из шести мало знакомых людей, оставалась вполне работоспособным коллективом. По настоящему мы оценили Гранта после встречи с медведем. Но и до этого, присутствие собаки на каждой стоянке сильно успокаивало. Единственная неразрешимая проблема с Грантом оказалась связана с правильным домашним воспитанием. Пёс воспринимал катамаран как дом, и в подкорке у него были зашиты соответствующие запреты. На реке было ещё терпимо - он ходил по нужде на бак. Но уже в нижнем течении Печоры, когда появилась высокая волна, это стало небезопасным. С самого начала предполагалось использовать в качестве собачьего туалета кокпит. При наличии помпы забортной воды помыть палубу не составляло труда. Но для Гранта палуба была вроде храма, и не помогали ни уговоры, ни угрозы, ни даже личный пример. Он был готов часами терпеть, а когда было невмоготу - заводил тоскливую волчью песню. Продолжаться это могло часами, до тех пор, пока кто-нибудь не выходил с ним на бак. Это тоже не всегда помогало, поскольку обязательной составной частью ритуала было обнюхивание всех предметов, лежащих на носу катамарана. И если результаты обнюхивания Гранта не устраивали, то приходилось возвращаться в кокпит за очередной партией собачьего вокала. Проблему эту не удалось разрешить до самого конца плавания.
В нижнем течении, Печора входит в зону лесотундры. Тут река уже совсем не похожа на Волгу. Коренной берег отдалённо напоминает Зимний берег Белого моря. Высоченный обрыв, из серого песка и галечника. Наверху - густая полоска леса и обвалившиеся с обрыва стволы деревьев. На песчаном пойменном берегу - низенький и лиственный лесок. За тонкой прозрачной стеной деревьев проглядывали бескрайние просторы - печорские тундры. Теперь, с каждым километром чувствовалось, что мы приближаемся к Арктике. Стало прохладно и пасмурно. Солнце, если и выглядывало, то уже лишь слегка грело, а не жарило, как два дня назад. Так незаметно, вахта за вахтой, и показались портовые краны Нарьян-Мара.
Обогнув буй под номером "1", в ночь с 9 на 10-е июля мы вошли на территорию порта. Включили морскую УКВ станцию и попросили разрешение на швартовку. С капитаном порта связывались по телефону день назад, и нас уже ждали. Встали на 3-м причале рядом с небольшим теплоходом, который явно был "под парами" и собирался отходить. Вдруг, вахтенный с теплохода осведомился, долго ли им придётся нас ждать. Мы, конечно удивились:
- Зачем нас ждать?
- А вас провожать велено!
Совершенно ничего не понимая, мы с Андрюхой откопали документы, и пошли искать портовую контору. Пока ходили между разными строениями порта, подъехала машина, и оттуда вышел человек в пограничной форме. Вот, думаем, здорово! Заодно и про пропуска в погранзону всё узнаем. И только мы собрались чего-то спрашивать, как пограничник сам предложил нам пройти в его кабинет для оформления пропусков. Оказалось, что он приехал по вызову капитана порта СПЕЦИАЛЬНО, для нас. Вот так вот, посреди ночи, да в нерабочее время! Такое обхождение казалось нереальным, особенно после опыта общения с мурманскими и выборгскими погранцами в прежние годы. Процедура оформления заняла не более 5 минут. Напоследок, пограничник объяснил нам, где находится администрация порта и поехал домой.
В конторе нас ждал старпом порта. Оказывается, это он, по своей инициативе притормозил отходящий на Варандей теплоход и попросил капитана сопроводить нас до выхода из Печорской губы (в целях нашей безопасности). Поблагодарив старпома, мы всё же предложили отпустить теплоход, т.к. нам ещё предстояло сделать некоторые закупки. Он сказал: "Как знаете!", связался по рации с капитаном и пожелал ему спокойного моря. Теплоход отдал швартовы и ушёл на Варандей. Оставшиеся портовые формальности заняли ещё 5 минут.
Ну что тут скажешь? Слава Богу, есть ещё места в нашей стране, где сохранились нормальные человеческие отношения. Мы, россияне, не устаём удивляться, с каким радушием нас встречают иностранные пограничники. Хотя, казалось бы, мы ведь им чужие! Так где нас лучше должны встречать-провожать? Наверное, всё же на родине. И вот, впервые, это было так. Всем людям, которых мы встретили в ту ночь в порту - огромный респект!
В Нарьянке простояли всего три часа. Судя по прогнозу погоды, у нас была удачная возможность в течении дня дойти до выхода из Печорской губы - Гуляевских кошек. Чтобы сэкономить время, продукты докупали в ночном магазине. Бензином затарились больше, чем обычно. Кроме 5 штатных баков по 30 литров каждый, докупили ещё 50 л в одноразовые полиэтиленовые канистры.
На экскурсию по городу времени не было, но первое впечатление было приятным, особенно от его жителей.
|
|