|
4. Гуляевские кошки, Кузнецкая губа.
10 июля, в половине пятого утра катамаран был загружен всем необходимым, и подготовлен к первому морскому переходу. Мы переключили навигатор на мили и, врубив на колонки "Прощание славянки", вышли из порта.
Хотя ниже Нарьян-Мара и начинается морской фарватер, до моря было ещё далеко. Лишь после выхода в Печорскую губу вода стала чуть солоноватой, сохраняя при этом свой речной кофейный цвет. При подготовке маршрута, Печорская губа казалась мне довольно опасным местом. Фарватер там узкий, берега обмелые и неприветливые. Укрытий в случае непогоды мало. Несколько деревень по восточному берегу находятся в устьях мелких рек, и входить туда рекомендуется только в спокойную погоду по полной воде. При этом, размеры Печорской губы сопоставимы с Онегой, и при сильном ветре там могла подняться крутая жёсткая волна. Но нам повезло. Ветер задувал в бакштаг, волна была невысокой, и ближе к вечеру удалось вплотную подойти к выходу из Печорской губы - Гуляевским кошкам. Погода явно собиралась испортиться, причём, в худшем для нас варианте - в виде шторма с NW. Как раз на этот случай была запланирована остановка на Гуляевской кошке №3. Ветер затих, и, свернув с фарватера, мы завели мотор. Подойти к 3-й кошке с юга оказалось неимоверно сложно. Видимость упала метров до двухсот, ориентироваться получалось только по приборам. Постоянно цепляясь рулями, "Котоярви" упорно полз к своей невидимой цели. Наконец, судя по карте на навигаторе, мы просто упёрлись в остров, но ничего похожего на землю по прежнему не было видно. Андрей запустил на ноуте "Цунамис" с морскими картами и доложил, что мы уже пару кабельтовых идём по суше. В итоге пришлось убедиться… что острова Гуляевская кошка №3 не существует в принципе. Вместо него - обширная мель. Остатки зыби с Баренцева моря, накатываясь на отмель, порождали крупные разрушающиеся волны. Слегка прояснилось, и мы увидели навигационный знак "Гуляевская кошка №3", торчащий прямо из воды, а западнее знака - выброшенный на мель пароход времён войны, обозначенный на морской карте.
Появилась бредовая идея подойти прямо к пароходу и спрятаться от северо-западного ветра за его бортом. Но передумали (и слава Богу!), т.к. глубины между нами были меньше полуметра, а прибойная волна грозила вышвырнуть лодку на отмель. Деваться было некуда. Пересечь море до Новой Земли мы уже никак не успевали. Ветер стал потихоньку заходить к западу, что напоминало о предстоящем шторме с NW. Оставался последний вариант - спрятаться в Кузнецкой губе за полуостровом Русский Заворот. Судя по картам и лоции, место препротивнейшее. Русский Заворот представляет собой низкую, лишённую всякой растительности и пресной воды песчаную стрелку. Лежащая к югу от него Кузнецкая губа, будучи размером с озеро Селигер, мелководна настолько, что даже на Котоярви с его малой осадкой приходилось идти на моторе с отбитыми рулями и постоянно стаскиваться с мелей. Первоначально, захотелось встать в вершине губы около обозначенных на карте изб. Но пройти туда оказалось нереально, и мы остановились в полумиле к югу от полярной станции Ходовариха.
Ни подойти к станции, ни даже пристать к берегу не получилось из-за обширных мелей. Теоретически, можно было попытаться дойти до станции пешком. Но мели там были в виде нагромождения отдельных кошек с непроходимыми даже в сапогах протоками. Да это было и небезопасным, так как с циклом приливов ещё предстояло разобраться. Все изрядно устали и решили отстояться в шторм на якорях, а при появлении благоприятного прогноза идти обратно к кошкам, а затем - сразу на Новую Землю. Настроение было на нуле. Мы сожгли при ёрзании по мелям уже 25 литров бензина, столько же требовалось и на обратный путь до кошек, ибо двигаться на парусах с отбитыми рулями было невозможно. Соответственно, четверть топлива уже была потрачена впустую, без всякого продвижения по генеральному курсу. Воды тоже оставалось критически мало, и случись непредвиденная задержка из-за погоды, вообще пришлось бы возвращаться до устья Печоры. А там уже начали бы поджимать сроки. Утомлённый рассудок сверлила мрачная мысль, что противное солёное болото будет нам вместо Новой Земли.
Для верности отдали и основной якорь, и верп, но держали они плохо. Забрали якоря лишь после того, как лодку проволокло с милю на юг. Делать было нечего, оставалось лишь хорошенько выспаться. Оставили вахту, чтобы не прозевать срыв с якорей. Ветер крепчал, скорость в порывах превышала 20 м/с. Но Русский заворот со своими мелями оказался надёжным прикрытием, и нам ничего не угрожало.
Периодически прояснялось, и вахтенные разглядывали в оптику Ходовариху. Но полярка казалась вымершей, и все решили, что она брошена. Как впоследствии оказалось, люди там всё же были, но это выяснилось уже на Новой Земле.
|
|