логотип Котоярви
Котоярви
туристический разборный крейсерский катамаран


Новая Земля
Знакомство с Арктикой

Автор текста - Илья Лукомский.
В качестве иллюстраций использованы фотографии всех участников экспедиции.
Москва, 2010 год.
Новая Земля


все фотографии открываются в новом окне

Описание путешествия
1. Введение
2. Подготовка и команда
3. Заброска (Москва - Нарьян-Мар)
4. Гуляевские кошки, Кузнецкая губа
5. Встреча с Новой Землёй, Саханиха
6. Костин Шар
7. Малые Кармакулы
8. Губа Грибовая
9. Северный остров
10. Обратно на юг. Губа Крестовая, медведь
11. На южный остров, Безымянная
12. Костин Шар, река Нехватова
13. Обратно на БЗ, Нарьян-Мар
14. Вверх по Печоре, Усинск

Технический отчёт
15. Медведи и моржи
16. Характеристика судна и тактика прохождения маршрута
17. Техническое оснащение судна
18. Таблица пройденных расстояний
16. Характеристика судна и тактика прохождения маршрута.

      "Котоярви" изначально строился для плаваний в северных морях. Поэтому, в целом, показал себя очень неплохо. Относительно высокая для судов такого типа обитаемость и техническая оснащённость, всё то, за что пришлось заплатить большим увеличением веса, в этом путешествии было главным. Ни разу за полтора месяца не переночевав на берегу, мы вполне комфортно жили в каюте. Благодаря обогревателю удавалось удалять влагу из спальников и личных вещей. Несмотря на низкие температуры, даже через месяц не было никаких признаков холодовой усталости.

      Мореходность "Котоярви" позволяет уверенно находиться в море при ветрах до 6-ти баллов и соответствующем волнении. Разумеется, доводилось попадать и покруче, но лишь по не зависящим от нас причинам. Выход в море планировался при 6-ти баллах и лишь в тех случаях, когда не предвиделось значительного усиления ветра. Для Баренцева моря такое ограничение навязывало относительно редкие (1 раз в трое суток), но длинные (порядка 100 миль) переходы. Что ценно, - Баренцево море более предсказуемо, нежели внутренние моря, вроде Белого или Балтийского. Погода, как правило, устанавливается на достаточно длинный период, позволяющий делать дальние переходы.
      Всё же следует признать, мореходности в этом плавании не хватало. Связано это с недостаточным (для такой загрузки) объёмом корпусов. Чтобы чувствовать себя уверенным в Баренцевом море, надо поднимать мореходность на один балл. Тогда, количество ходовых дней может вырасти почти в три раза. Соответственно, предельную дальность переходов, при необходимости можно увеличить.

      Автономность (продолжительность плавания) в высоких широтах напрямую зависит от численности команды. С командой в шесть человек автономность составляет около месяца, если ни в чём себе не отказывать. При жёсткой экономии можно растянуть и на два, учитывая изобилие дичи и рыбы.

      Максимальная длительность перехода в этом плавании составила 49 часов. Нельзя сказать, что мы так уж сильно устали. Думаю, что в случае крайней необходимости можно было идти и вдвое больше. Это - для Арктики. В местах потеплее, единственное ограничение - запас пресной воды (по выводам из плавания 2008 года).

      Средний суточный переход составляет около 120 миль. Поскольку, скорость движения в условиях открытого моря напрямую связана с мореходностью, имеется резерв радикально увеличить этот параметр.

      Движение под парусами происходило исключительно на полных курсах до полного бейдевинда. Учитывая господствующие в этой акватории ветро-волновые условия мы почти никогда не занимались лавировкой. Нести полные паруса в большинстве случаев было небезопасно. БОльшая часть плавания прошла под рифами, что не способствовало хорошим лавировочным качествам "Котоярви", учитывая значительную площадь надстройки. Кроме того, двигаться всё время против волны крайне некомфортно. Постоянные удары при прохожении гребней волн не позволяют высыпаться отдыхающей смене и также приводят к критическому накоплению усталости. Скорость движения по генеральному курсу при лавировке получается недопустимо малой. После утомительного перехода неизбежно требуется хороший отдых, который по закону подлости обязательно пересекается по времени с периодом попутных ветров. В общем, я безоговорочно пришёл к выводу, что в дальних плаваниях следует перенимать опыт трансокеанских клиперов, которые ходили исключительно полными курсами, за исключением вынужденного маневрирования на подходах к берегу. В районе, где проходило наше плавание ветра были достаточно разнообразны по направлениям. Благодаря береговой поддержке и спутниковой связи, мы всегда знали прогноз погоды на 2-3 дня вперёд, и заранее планировали очередной переход при выгодных для нас ветрах.

      Движение под мотором в этом плавании использовался как для подходов к берегу, так и для движения по генеральному курсу. Общим правилом было - поддерживать скорость не ниже 4-х узлов. Если по тем, или иным причинам скорость снижалась, мы комбинировали паруса с мотором, либо вообще убирали паруса, когда от них не было толку. Такое практиковалось на отдельных участках , когда ветер менял направление и переходил через штиль. Двигаться на моторе против ветра и волны имело смысл лишь при маневрировании в заливах. Это было гораздо безопаснее, чем лавировка на парусах, но ничуть не комфортнее. Один из самых изнурительных участков этого плавания - выход из Костина Шара в сторону Гусиной Земли, был как раз на моторе, против волны и ветра.

      Запас топлива мы брали максимально возможный по весу, что составило 200 л. на выходе из Нарьян - Мара. Примерно четверть была потрачена на Гуляевские Кошки, и в Баренцево море мы вышли с запасом в 150 литров. Из них, 10 привезли обратно в Нарьян-Мар. Расход топлива на спокойной воде у "Котоярви" составляет около 0,25 л/км. Разумеется, в морских условиях он был больше, иногда и вдвое. Пожалуй, топлива мы взяли достаточно для такого маршрута. Хотя, примерно столько же я бы взял и на вдвое больший маршрут.

      При плавании вдоль архипелага мы старались двигаться от мыса к мысу, срезая заливы. Такая тактика позволяла чувствовать себя увереннее. При обходе крупных неприступных мысов мы старались держать расстояние 7-8 миль до берега, чтобы в случае ч.п. можно было воспользоваться плотом и дождаться помощи. Помимо прочего, на таком удалении от берегов значительно меньше чувствовалось влияние течений.



главная страница сайта

© yachta-kotoyarvi.narod.ru
Все материалы авторские. Копирование без ссылки на настоящий сайт запрещено.
Любое тиражирование только с письменного согласия авторов материалов.

Контакты: И.Лукомский
Web


Hosted by uCoz