логотип Котоярви
Котоярви
туристический разборный крейсерский катамаран


Новая Земля
Знакомство с Арктикой

Автор текста - Илья Лукомский.
В качестве иллюстраций использованы фотографии всех участников экспедиции.
Москва, 2010 год.
Новая Земля


все фотографии открываются в новом окне

Описание путешествия
1. Введение
2. Подготовка и команда
3. Заброска (Москва - Нарьян-Мар)
4. Гуляевские кошки, Кузнецкая губа
5. Встреча с Новой Землёй, Саханиха
6. Костин Шар
7. Малые Кармакулы
8. Губа Грибовая
9. Северный остров
10. Обратно на юг. Губа Крестовая, медведь
11. На южный остров, Безымянная
12. Костин Шар, река Нехватова
13. Обратно на БЗ, Нарьян-Мар
14. Вверх по Печоре, Усинск

Технический отчёт
15. Медведи и моржи
16. Характеристика судна и тактика прохождения маршрута
17. Техническое оснащение судна
18. Таблица пройденных расстояний
2. Подготовка и команда.

      Для меня новоземельская экспедиция 2010 года началась скучным весенним вечером со звонка по скайпу. Питерский турист Андрей Литвинов собирался организовать вездеходную заброску от Воркуты до Каратайки и искал попутчиков для снижения расходов. У меня в тот момент не было ни планов на ближайший сезон, ни попутчиков. Как только Андрей написал, что он собирается на Новую Землю, я понял, что это - судьба и предложил своё участие в экспедиции. Наверное, всем повезло. У Литвинова был подготовленный проект и команда, а у меня - лодка, пригодная для такого плавания. С этого момента я почувствовал себя на краю огромного водоворота, в котором предстояло сгинуть через считанные месяцы. Получив "добро" на своё участие я тоже впрягся в подготовку.
      Задолго до спуска на воду "Котоярви"(описание катамарана на главной странице) Новая Земля была моей мечтой. Но когда в 2005 году я попытался выяснить, насколько реально посетить архипелаг, эта мечта была практически похоронена. Любые попытки наладить контакт с военными были тщетны.
      Разумеется, этот удивительный по своей природе и истории архипелаг уже много лет не давал покоя туристам всех направлений. Остроконечные вершины покрытые вечными снегами, ледники, сползающие в море, медведи, моржи и практически полное отсутствие людей… Но лишь немногим туристам посчастливилось ступить на эту загадочную землю (всего 2 группы: лыжники из Екатеринбурга и парусники из Иваново).
      Объект -700, занявший большую часть архипелага, на многие годы превратил её в совершенно закрытую территорию, покрытую мраком государственной тайны. Но времена имеют свойство меняться. Мораторий на ядерные испытания, общее потепление политического климата в мире, - все эти события последних лет привели к некоторой либерализации режима посещения Новой Земли. Нельзя сказать, что попасть туда легко и сейчас. Разрешения на посещение архипелага и в настоящее время получаются с огромным трудом. Но если очень сильно захотеть… В общем, весной основные разрешения уже были готовы. Самое главное - был налажен диалог с командованием полигона. В сравнении с этим, оставшиеся дополнительные согласования со штабом северного флота и погран. управлением были сущими пустяками. Эту нелёгкую работу за год проделал Андрей Литвинов, проявив невероятный фанатизм и упорство.
      Лодка строилась специально для такого путешествия и в основном, была к нему готова. Впрочем, несмотря на это, дополнительное дооборудование и мелкий межсезонный ремонт занял у меня всё оставшееся до отъезда время. Из дополнительного оборудования были добавлены самодельный бензогенератор 12В и новый плавучий якорь огромных размеров.
      Состав участников уже сформировался и вскоре был подогнан под пассажировместимость "Котоярви" - 6 человек. Перед плаванием мы все познакомились и договорились о распределении обязанностей. Общее руководство экспедицией возлагалось на А. Литвинова. Я был капитаном, т.е. руководил управлением судна. Сергей Асташев был назначен завхозом. Такую должность как боцман, пришлось упразднить, ибо вся команда была новой и никто кроме меня не знал материальной части.
      Седьмым членом команды было решено взять собаку. Именно отличная команда стала главным залогом успеха этой экспедиции.
      Среди нас не было людей ненужных. Каждый был на своём месте и добросовестно выполнял свой участок работы. Поэтому не удержусь, чтобы не сказать несколько слов о каждом участнике персонально.
Андрей Литвинов
Организатор экспедиции и автор всего проекта. Это путешествие стало возможным, именно благодаря его незаурядным организаторским способностям, непоколебимой уверенности в успехе и огромной заинтересованности. Оформление разрешений, проработка транспортной цепочки, поиск команды, привлечение участников к подготовке, - львиную долю этой огромной работы Андрей взял на себя.
Илья Статейкин
Опытный турист-полярник, обладающий поистине энциклопедическими знаниями и по-настоящему влюблённый в севера. Его бесценный вклад в подготовку - сбор информации по истории архипелага и работа с сухопутными картами. Илья - единственный из нашей команды, не имел до этого сезона никакого морского опыта. Но благодаря своей любознательности и трудолюбию вернулся из этого плавания отличным моряком.
Дмитрий Козлов
Строитель и капитан парусного катамарана "Энтузиаст". Увлечённый охотник и рыболов. Прекрасно разбирается в моторах, навигаторах и прочей технике, да и вообще Дима - круглый отличник по всем походным наукам.
Сергей Асташев
По штатному расписанию Завхоз, именно так вот, с большой буквы! Все предметы, обитающие на катамаране, вплоть до самых мелких и никчёмных цацок, Серёга знал лично и поимённо. "Серёг, а где у нас лежит?… ну, такая вот, которая…" И не успев договорить, получаешь исчерпывающую инструкцию: где лежит и как достать, а если нету, то чем заменить. Как и полагается настоящему моряку, умеет ВСЁ.
Сергей Гусев
Серёга - последний романтик. Натуралист, энтомолог, ботаник и вообще - учёный. Фанатичный рыболов, готовый бросать спиннинг: до, после, во время и вместо еды и сна. Отличный моряк и ситуативный лидер, за что в самом начале плавания был назначен старпомом.
Илья Лукомский
Судовладелец и капитан. Всё остальное напишут другие. Надеюсь, тоже был полезен.
Грант
Сторож, охотник, следопыт.
      Наверное, у всех вышеперечисленных участников путешествия были отдельные недостатки (разумеется, больше всех - у меня). Провести на площадке в 18 квадратных метров полтора месяца, да ещё в компании с малознакомыми людьми и собаками, - всё это могло превратиться в весьма суровое испытание. Но, всем нам повезло. Психологический климат в коллективе был здоровым. Капитанить в такой команде было одно удовольствие.
      Замена двух маленьких лодок на одну большую потребовала пересмотреть и способ заброски на Баренцево море. Вместо вездехода от Воркуты до Каратайки мы решили использовать более надёжный вариант - сплав по р. Печоре от одноимённой ж.д. станции до г. Нарьян-Мар. Учитывая обитаемость "Котоярви" и возможность идти вахтами в течении нескольких суток, такая заброска должна была отнять не слишком много времени. И главное, в отличие от вездеходов она была абсолютна надёжна, т.к. зависела только от нас самих. По той же причине, пересекать Баренцево море мы решили не через пролив Карские Ворота, как предполагалось ранее, а по кратчайшей траектории от выхода из Печорской губы до мыса Саханина. Это сокращало общий маршрут заброски на 200 км. и было, на мой взгляд, безопаснее.
      Важной особенностью предстоящего путешествия была перспектива встреч с опасными дикими животными - белыми медведями и моржами. Послушав рассказы опытных полярников, мы очень серьёзно вооружились. Огневая мощь "Котоярви" в этом плавании была беспрецедентной - 4 охотничьих ружья, из которых 2- самозарядки 12 калибра и ещё нарезной 9 мм карабин. Мой любимый "Зимсон" 2х16к на общем фоне казался детской игрушкой, и чтобы "подтянуться" я изготовил специально для этого путешествия дюжину специальных "медвежьих" пуль. Помимо "летального" оружия мы ещё обзавелись двумя ракетницами 4 калибра и запасом сигнальных ракет. "Медвежья проблема" навязывала нам круглосуточные вахты на протяжении всего времени пребывания на архипелаге.
      В этом путешествии у нас на БЗ была настоящая береговая база. Саша Хазацкий и Таня Зорина снабжали нас метеопрогнозами, высылая их смс-ками на "Иридиум". Регулярное метеорологическое обеспечение являлось важнейшим компонентом нашей безопасности. Кроме того, легендарный арктический путешественник Владимир Семёнович Чуков взял нас под свою опеку. Используя старые связи, он очень помог в общении с руководством полигона. А перед самым отъездом, пригласил нас в гости, где мы договорились, как будем действовать в случае какого-либо ч.п.
      Ещё одно новшество - с подачи Ильи Статейкина была оформлена коллективная страховка на всех участников, в "Первой страховой компании". При вполне умеренной сумме страховой премии, страховой выплаты было бы достаточно, для эвакуации команды вертолётом из любой точки маршрута. Кто бы ещё 10 лет назад мог мечтать о такой возможности!

      Научная часть экспедиции
      Не буду лукавить, мы всё же не учёные, а туристы. Но при получении разрешений обнаружилось, что слова "турист" и "поход" вызывают у руководства полигона понятное раздражение. Единственным вменяемым обоснованием для нашего присутствия на архипелаге, была бы научная экспедиция. Такие экспедиции посещают Новую Землю довольно часто и с ними привыкли считаться. А. Литвинов решил заручиться поддержкой научных организаций. Учёные из НИИ Океанологии и геофака МГУ отнеслись к нам с пониманием и придумали небольшое задание по исследованию кромок ледников. Это было необременительно, поскольку мы в любом случае собирались гулять по ледникам северного острова. Таким образом, наше плавание приобрело статус научной экспедиции. Рекомендательные письма от научных организаций сделали своё дело, т.е произвели должное впечатление на руководство полигона. Задание мы в меру наших возможностей выполнили. Кромки ледников изменились в связи с потеплением климата и отступили примерно на полкилометра, судя по генштабовским картам 30-х годов.
      Но у нас в компании был и настоящий учёный - энтомолог Сергей Гусев. Почти на каждой стоянке он занимался поиском и сбором жуков, среди которых встречались и новоземельские эндемики, нигде и никем не описанные.



главная страница сайта

© yachta-kotoyarvi.narod.ru
Все материалы авторские. Копирование без ссылки на настоящий сайт запрещено.
Любое тиражирование только с письменного согласия авторов материалов.

Контакты: И.Лукомский
Web


Hosted by uCoz