логотип Котоярви
Котоярви
туристический разборный крейсерский катамаран


Новая Земля
Знакомство с Арктикой

Автор текста - Илья Лукомский.
В качестве иллюстраций использованы фотографии всех участников экспедиции.
Москва, 2010 год.
Новая Земля


все фотографии открываются в новом окне

Описание путешествия
1. Введение
2. Подготовка и команда
3. Заброска (Москва - Нарьян-Мар)
4. Гуляевские кошки, Кузнецкая губа
5. Встреча с Новой Землёй, Саханиха
6. Костин Шар
7. Малые Кармакулы
8. Губа Грибовая
9. Северный остров
10. Обратно на юг. Губа Крестовая, медведь
11. На южный остров, Безымянная
12. Костин Шар, река Нехватова
13. Обратно на БЗ, Нарьян-Мар
14. Вверх по Печоре, Усинск

Технический отчёт
15. Медведи и моржи
16. Характеристика судна и тактика прохождения маршрута
17. Техническое оснащение судна
18. Таблица пройденных расстояний
4. Гуляевские кошки, Кузнецкая губа.

      10 июля, в половине пятого утра катамаран был загружен всем необходимым, и подготовлен к первому морскому переходу. Мы переключили навигатор на мили и, врубив на колонки "Прощание славянки", вышли из порта.
       Хотя ниже Нарьян-Мара и начинается морской фарватер, до моря было ещё далеко. Лишь после выхода в Печорскую губу вода стала чуть солоноватой, сохраняя при этом свой речной кофейный цвет. При подготовке маршрута, Печорская губа казалась мне довольно опасным местом. Фарватер там узкий, берега обмелые и неприветливые. Укрытий в случае непогоды мало. Несколько деревень по восточному берегу находятся в устьях мелких рек, и входить туда рекомендуется только в спокойную погоду по полной воде. При этом, размеры Печорской губы сопоставимы с Онегой, и при сильном ветре там могла подняться крутая жёсткая волна. Но нам повезло. Ветер задувал в бакштаг, волна была невысокой, и ближе к вечеру удалось вплотную подойти к выходу из Печорской губы - Гуляевским кошкам. Погода явно собиралась испортиться, причём, в худшем для нас варианте - в виде шторма с NW. Как раз на этот случай была запланирована остановка на Гуляевской кошке №3. Ветер затих, и, свернув с фарватера, мы завели мотор. Подойти к 3-й кошке с юга оказалось неимоверно сложно. Видимость упала метров до двухсот, ориентироваться получалось только по приборам. Постоянно цепляясь рулями, "Котоярви" упорно полз к своей невидимой цели. Наконец, судя по карте на навигаторе, мы просто упёрлись в остров, но ничего похожего на землю по прежнему не было видно. Андрей запустил на ноуте "Цунамис" с морскими картами и доложил, что мы уже пару кабельтовых идём по суше. В итоге пришлось убедиться… что острова Гуляевская кошка №3 не существует в принципе. Вместо него - обширная мель. Остатки зыби с Баренцева моря, накатываясь на отмель, порождали крупные разрушающиеся волны. Слегка прояснилось, и мы увидели навигационный знак "Гуляевская кошка №3", торчащий прямо из воды, а западнее знака - выброшенный на мель пароход времён войны, обозначенный на морской карте.
       Появилась бредовая идея подойти прямо к пароходу и спрятаться от северо-западного ветра за его бортом. Но передумали (и слава Богу!), т.к. глубины между нами были меньше полуметра, а прибойная волна грозила вышвырнуть лодку на отмель. Деваться было некуда. Пересечь море до Новой Земли мы уже никак не успевали. Ветер стал потихоньку заходить к западу, что напоминало о предстоящем шторме с NW. Оставался последний вариант - спрятаться в Кузнецкой губе за полуостровом Русский Заворот. Судя по картам и лоции, место препротивнейшее. Русский Заворот представляет собой низкую, лишённую всякой растительности и пресной воды песчаную стрелку. Лежащая к югу от него Кузнецкая губа, будучи размером с озеро Селигер, мелководна настолько, что даже на Котоярви с его малой осадкой приходилось идти на моторе с отбитыми рулями и постоянно стаскиваться с мелей. Первоначально, захотелось встать в вершине губы около обозначенных на карте изб. Но пройти туда оказалось нереально, и мы остановились в полумиле к югу от полярной станции Ходовариха.
      Ни подойти к станции, ни даже пристать к берегу не получилось из-за обширных мелей. Теоретически, можно было попытаться дойти до станции пешком. Но мели там были в виде нагромождения отдельных кошек с непроходимыми даже в сапогах протоками. Да это было и небезопасным, так как с циклом приливов ещё предстояло разобраться. Все изрядно устали и решили отстояться в шторм на якорях, а при появлении благоприятного прогноза идти обратно к кошкам, а затем - сразу на Новую Землю. Настроение было на нуле. Мы сожгли при ёрзании по мелям уже 25 литров бензина, столько же требовалось и на обратный путь до кошек, ибо двигаться на парусах с отбитыми рулями было невозможно. Соответственно, четверть топлива уже была потрачена впустую, без всякого продвижения по генеральному курсу. Воды тоже оставалось критически мало, и случись непредвиденная задержка из-за погоды, вообще пришлось бы возвращаться до устья Печоры. А там уже начали бы поджимать сроки. Утомлённый рассудок сверлила мрачная мысль, что противное солёное болото будет нам вместо Новой Земли.
      Для верности отдали и основной якорь, и верп, но держали они плохо. Забрали якоря лишь после того, как лодку проволокло с милю на юг. Делать было нечего, оставалось лишь хорошенько выспаться. Оставили вахту, чтобы не прозевать срыв с якорей. Ветер крепчал, скорость в порывах превышала 20 м/с. Но Русский заворот со своими мелями оказался надёжным прикрытием, и нам ничего не угрожало.
      Периодически прояснялось, и вахтенные разглядывали в оптику Ходовариху. Но полярка казалась вымершей, и все решили, что она брошена. Как впоследствии оказалось, люди там всё же были, но это выяснилось уже на Новой Земле.



главная страница сайта

© yachta-kotoyarvi.narod.ru
Все материалы авторские. Копирование без ссылки на настоящий сайт запрещено.
Любое тиражирование только с письменного согласия авторов материалов.

Контакты: И.Лукомский
Web


Hosted by uCoz