|
7. Малые Кармакулы.
В Малые Кармакулы мы пришли в ночь с 21 на 22-е июля. Станция расположена примерно посередине залива и надёжно защищена с запада грядой мелких островов. Крупные суда всю эту гряду огибают и заходят в Кармакулы с севера, а мы, используя малую осадку катамарана прошли напрямик. Дома и антенны показались из-за островов лишь когда мы подошли на кабельтов. Остановились в маленьком заливчике слева от домов. Я остался на катамаране, а все остальные пошли общаться с полярниками.
Встреча получилась что надо! Кармакульцы про нас ничего не знали и, мягко говоря, удивились, ибо незнакомых людей они встречают существенно реже, чем медведей.
Андрюха постучался в избу. На стук вышла женщина.
- Ты откуда… материализовался? - таков был первый вопрос.
- Да мы…
- Ещё один! И ещё! Да сколько вас? Откуда вы взялись?!
- Ну, мы из Москвы, Питера и Владимира, а вообще из Нарьянки…
- Всё, хватит. Пошли пить чай.
Чай пили долго. Сначала на станции, потом на Котоярви. Потом, опять на станции, но уже не чай, и так - 3 дня
Но сначала пришлось пообщаться по телефону с руководством полигона. Наш несанкционированный визит в запретную зону не остался без внимания. В основном, военных интересовало, что мы за люди и какого чёрта нам тут надо. На связь с Белушкой выходили несколько раз, и Андрею пришлось терпеливо отвечать на одни и те же вопросы. Вскоре мы вышли из моды и военные оставили нас в покое.
Впечатлений от Малых Кармакул была лавина, но в первую очередь хочется рассказать о людях. Начальник полярки - Саша Базыкин и его жена Галя прожили в Арктике 26 лет. На Новую Землю они попали в лихие 90-е и все передряги периода военного коммунизма испытали с "полярными коэффициентами".
Пока политики 90-х разбирались, кто и за какие деньги должен снабжать полярные станции и кормить солдат на полигоне, люди оказались на грани выживания. Снабжение стало эпизодическим, не хватало обмундирования, топлива и продовольствия. Но не смотря ни на что, они выжили, и гражданские и военные. Чем могли, помогали друг другу, питались рыбой, заготавливали оленину и ждали, пока Родина про них вспомнит. Сейчас, конечно полегче. Но всё равно чувствуется, что романтический период освоения Арктики остался в далёком прошлом. В стране победившего дикого капитализма теперь придуманы другие герои, - "реальные пацаны", "эффективные менеджеры" иже с ними. А про настоящих героев, которые живут среди белых медведей, бешеных ветров и арктического холода, Родина вспоминает редко. Как следствие - устаревшие приборы, обшарпанные стены и ржавые бочки до горизонта. Лишь Малые Кармакулы пережили тот период. Все остальные полярные станции архипелага заброшены и пришли в негодность.
В Малых Кармакулах есть два объекта, гражданский и военный. Гражданский - собственно полярная станция с персоналом около 8 человек. Её основная задача - регулярные метеорологические исследования и передача данных на большую землю. Военные (прапорщик и несколько матросов) живут по соседству и обслуживают свою РЛС. Хотя и те и другие любят поговорить о том, что они тут из разных курятников и друг другу не указ, реально живут все единой дружною семьёй. В гости мы ходили в основном к Саше и Гале. Каждый наш визит превращался в банкет с распитием всяческих напитков, котлетами из оленины, показом фотографий, и рассказами хозяев об их невероятном полярном житье-бытие. За три дня эти люди стали нам настолько родными, как будто мы знали их всю жизнь.
Чего никто не ожидал - на станции оказалось в избытке пропана. Собрав из деталей газовых редукторов переходник, я заправил истраченный ранее баллон, что было очень кстати. Впредь можно было не экономить газ и вовсю использовать обогреватель.
23 июля погода приподнесла нам не особо приятный сюрприз - новоземельскую бору.
Это явление встречается в России лишь в двух местах: на западном побережье Новой Земли и в Новороссийске. Бора, это местный, чудовищной силы ветер. В зимнюю пору он может достигать 60 м/с и продолжаться с десяток дней. Во многом она напоминает байкальскую Сарму, но имеет несколько другую природу. У нас был вариант "лайт", всего 28м/с и на сутки. Впрочем, для знакомства вполне хватило. На катамаране приходилось постоянно дежурить и следить, чтобы его не поставило бортом к берегу. Из-за сильного ветра с моря, вода постоянно прибывала, и приходилось периодически подтаскиваться. Больше всего я опасался, что разорвёт тент салона. Тент выдержал, но зато из румпеля "с мясом" вырвало кронштейн для автопилота. Прибор использовали в качестве фиксатора рулей, и он не выдержал очередного удара волны в перо руля. Бора плавно перешла в обещанный шторм с NW. На следующий день мы узнали, что в тот шторм произошла трагедия, - у м. Канин нос перевернулся теплоход "Варнёк". Все 8 человек из его экипажа погибли.
Ещё стоянка в Малых Кармакулах запомнилась тем, что мы не несли медвежьих вахт и спали в полном составе. Станционные собаки, с щенячьего возраста знакомые с медведями, были надёжной защитой от этих непрошенных гостей.
Здесь было, где погулять. Пережидая непогоду, Серёги с Димой сходили (т.е. съездили на попутном вездеходе) на рыбалку на небольшое озеро, за обещанной полярниками палией. Рыбы в озере кишмя кишело! Правда, палию так и не поймали, зато обловились кумжи. Рыбалка закончилась одновременно с началом боры. Бросать спиннинг против ветра не получалось, а обходить озеро было далеко. Возвращаясь с озера, ребята нашли обломки самолёта времён войны. На остатках обшивки хорошо сохранились пулевые пробоины.
После рыбалки, воспользовавшись любезным предложением прапорщика Димы, мы в две смены сходили в баню. Любопытно, что баня находится "под парами" всё лето. Каменка там нагревается ТЭН-ами, которые не выключаются никогда. Кажущееся "расточительство" вызвано тем, что дизельная электростанция не может работать без 75-процентной загрузки и лишняя энергия используется для нагрева бани.
|
|