логотип Котоярви
Котоярви
туристический разборный крейсерский катамаран


Новая Земля
Знакомство с Арктикой

Автор текста - Илья Лукомский.
В качестве иллюстраций использованы фотографии всех участников экспедиции.
Москва, 2010 год.
Новая Земля


все фотографии открываются в новом окне

Описание путешествия
1. Введение
2. Подготовка и команда
3. Заброска (Москва - Нарьян-Мар)
4. Гуляевские кошки, Кузнецкая губа
5. Встреча с Новой Землёй, Саханиха
6. Костин Шар
7. Малые Кармакулы
8. Губа Грибовая
9. Северный остров
10. Обратно на юг. Губа Крестовая, медведь
11. На южный остров, Безымянная
12. Костин Шар, река Нехватова
13. Обратно на БЗ, Нарьян-Мар
14. Вверх по Печоре, Усинск

Технический отчёт
15. Медведи и моржи
16. Характеристика судна и тактика прохождения маршрута
17. Техническое оснащение судна
18. Таблица пройденных расстояний
7. Малые Кармакулы.


      В Малые Кармакулы мы пришли в ночь с 21 на 22-е июля. Станция расположена примерно посередине залива и надёжно защищена с запада грядой мелких островов. Крупные суда всю эту гряду огибают и заходят в Кармакулы с севера, а мы, используя малую осадку катамарана прошли напрямик. Дома и антенны показались из-за островов лишь когда мы подошли на кабельтов. Остановились в маленьком заливчике слева от домов. Я остался на катамаране, а все остальные пошли общаться с полярниками.

      Встреча получилась что надо! Кармакульцы про нас ничего не знали и, мягко говоря, удивились, ибо незнакомых людей они встречают существенно реже, чем медведей.
      Андрюха постучался в избу. На стук вышла женщина.
          - Ты откуда… материализовался? - таков был первый вопрос.
          - Да мы…
          - Ещё один! И ещё! Да сколько вас? Откуда вы взялись?!
          - Ну, мы из Москвы, Питера и Владимира, а вообще из Нарьянки…
          - Всё, хватит. Пошли пить чай.
      Чай пили долго. Сначала на станции, потом на Котоярви. Потом, опять на станции, но уже не чай, и так - 3 дня

      Но сначала пришлось пообщаться по телефону с руководством полигона. Наш несанкционированный визит в запретную зону не остался без внимания. В основном, военных интересовало, что мы за люди и какого чёрта нам тут надо. На связь с Белушкой выходили несколько раз, и Андрею пришлось терпеливо отвечать на одни и те же вопросы. Вскоре мы вышли из моды и военные оставили нас в покое.
      Впечатлений от Малых Кармакул была лавина, но в первую очередь хочется рассказать о людях. Начальник полярки - Саша Базыкин и его жена Галя прожили в Арктике 26 лет. На Новую Землю они попали в лихие 90-е и все передряги периода военного коммунизма испытали с "полярными коэффициентами".
      Пока политики 90-х разбирались, кто и за какие деньги должен снабжать полярные станции и кормить солдат на полигоне, люди оказались на грани выживания. Снабжение стало эпизодическим, не хватало обмундирования, топлива и продовольствия. Но не смотря ни на что, они выжили, и гражданские и военные. Чем могли, помогали друг другу, питались рыбой, заготавливали оленину и ждали, пока Родина про них вспомнит. Сейчас, конечно полегче. Но всё равно чувствуется, что романтический период освоения Арктики остался в далёком прошлом. В стране победившего дикого капитализма теперь придуманы другие герои, - "реальные пацаны", "эффективные менеджеры" иже с ними. А про настоящих героев, которые живут среди белых медведей, бешеных ветров и арктического холода, Родина вспоминает редко. Как следствие - устаревшие приборы, обшарпанные стены и ржавые бочки до горизонта. Лишь Малые Кармакулы пережили тот период. Все остальные полярные станции архипелага заброшены и пришли в негодность.
      В Малых Кармакулах есть два объекта, гражданский и военный. Гражданский - собственно полярная станция с персоналом около 8 человек. Её основная задача - регулярные метеорологические исследования и передача данных на большую землю. Военные (прапорщик и несколько матросов) живут по соседству и обслуживают свою РЛС. Хотя и те и другие любят поговорить о том, что они тут из разных курятников и друг другу не указ, реально живут все единой дружною семьёй. В гости мы ходили в основном к Саше и Гале. Каждый наш визит превращался в банкет с распитием всяческих напитков, котлетами из оленины, показом фотографий, и рассказами хозяев об их невероятном полярном житье-бытие. За три дня эти люди стали нам настолько родными, как будто мы знали их всю жизнь.
      Чего никто не ожидал - на станции оказалось в избытке пропана. Собрав из деталей газовых редукторов переходник, я заправил истраченный ранее баллон, что было очень кстати. Впредь можно было не экономить газ и вовсю использовать обогреватель.
      23 июля погода приподнесла нам не особо приятный сюрприз - новоземельскую бору.

      Это явление встречается в России лишь в двух местах: на западном побережье Новой Земли и в Новороссийске. Бора, это местный, чудовищной силы ветер. В зимнюю пору он может достигать 60 м/с и продолжаться с десяток дней. Во многом она напоминает байкальскую Сарму, но имеет несколько другую природу. У нас был вариант "лайт", всего 28м/с и на сутки. Впрочем, для знакомства вполне хватило. На катамаране приходилось постоянно дежурить и следить, чтобы его не поставило бортом к берегу. Из-за сильного ветра с моря, вода постоянно прибывала, и приходилось периодически подтаскиваться. Больше всего я опасался, что разорвёт тент салона. Тент выдержал, но зато из румпеля "с мясом" вырвало кронштейн для автопилота. Прибор использовали в качестве фиксатора рулей, и он не выдержал очередного удара волны в перо руля. Бора плавно перешла в обещанный шторм с NW. На следующий день мы узнали, что в тот шторм произошла трагедия, - у м. Канин нос перевернулся теплоход "Варнёк". Все 8 человек из его экипажа погибли.
      Ещё стоянка в Малых Кармакулах запомнилась тем, что мы не несли медвежьих вахт и спали в полном составе. Станционные собаки, с щенячьего возраста знакомые с медведями, были надёжной защитой от этих непрошенных гостей.

      Здесь было, где погулять. Пережидая непогоду, Серёги с Димой сходили (т.е. съездили на попутном вездеходе) на рыбалку на небольшое озеро, за обещанной полярниками палией. Рыбы в озере кишмя кишело! Правда, палию так и не поймали, зато обловились кумжи. Рыбалка закончилась одновременно с началом боры. Бросать спиннинг против ветра не получалось, а обходить озеро было далеко. Возвращаясь с озера, ребята нашли обломки самолёта времён войны. На остатках обшивки хорошо сохранились пулевые пробоины.
       После рыбалки, воспользовавшись любезным предложением прапорщика Димы, мы в две смены сходили в баню. Любопытно, что баня находится "под парами" всё лето. Каменка там нагревается ТЭН-ами, которые не выключаются никогда. Кажущееся "расточительство" вызвано тем, что дизельная электростанция не может работать без 75-процентной загрузки и лишняя энергия используется для нагрева бани.



главная страница сайта

© yachta-kotoyarvi.narod.ru
Все материалы авторские. Копирование без ссылки на настоящий сайт запрещено.
Любое тиражирование только с письменного согласия авторов материалов.

Контакты: И.Лукомский
Web


Hosted by uCoz